Страны и народы, испытавшие влияние Месопотамии

   Благодаря своей мощи и вековым традициям ассиро-вавилонская теология оказала, как мы можем наблюдать, большое влияние на все окружавшие Месопотамию области, особенно на Сирию и Анатолию.

Содержание



Эламиты

   Страна Элам находилась за рекой Тигр. С IV тысячелетия до н.э. ее культура развивалась в пересечении с Шумером, отчасти это объясняется территориальной близостью государств, а отчасти, возможно, происхождением самих эламитов от шумеров.

   Столицей Элама был город Сузы (Шушан).

   Религия эламитов в основном была природной и основывалась на поклонении гениям (духам) камней, растений, животных, звезд. У них существовал культ змеи и культ орла (оба — символы бога Нинурты): сплетенные змеи и орлы с распростертыми крыльями являлись символами божества, — а также имелся культ треугольного наконечника копья (похожего на марру, оружие Мардука). Другим характерным символом зооморфного периода был бык, позже бык с головой человека.

   Уже на этапе существования антропоморфных божеств выделилось главное божество — Иншушинак («Тот, кто из Суз»). Его подлинное имя как невыразимого создателя Вселенной скрывалось. Роль имени играло вышеупомянутое обращение. По той же самой причине (сокрытия имени) у аккадцев он стал Белом, а у финикийцев — Баалом.

   Иншушинак был также богом дождей и благодатных речных паводков, то есть, являясь богом-создателем, он взял на себя и функцию сохранения созданного.

   Другими эламскими божествами были Киририша, супруга бога Хумпана (подобного вавилонскому Мардуку); Лагамаль, сын Эа; Наххунте, бог Солнца; Тешуб, бог грозы, и множество ассиро-вавилонских божеств, пришедших из Шумера.



Хетты и хурриты

   Хетты, по-видимому, ассимилировали значительную часть культуры хурритов, в результате чего образовался сложный теологический комплекс из их собственных богов, хурритских божеств и других богов месопотамского происхождения.

   Хетты, индоевропейские завоеватели, обосновались в Малой Азии к XVIII веку до н.э. Около 1650 года до н.э., во время военных походов в долину реки Евфрат, они столкнулись с хурритами, наиболее значительной в те времена народностью в Верхней Сирии.

   Хурриты появились в Месопотамии еще около 2300 года до н.э. Они обосновались на Тигре как доминирующая нация, однако ничего не знали ни о своих корнях, ни о том, сколько веков потребовалось им, чтобы обрести могущество.

   Ведя войны, хетты брали в плен хурритов, однако оставляли в живых жрецов. Они перенесли в свои храмы статуи побежденных богов, впитывая мудрость этих пленников, и с того времени вплоть до XIV века до н.э. цивилизация хеттов находилась под явным влиянием хурритов.

   Хурритам удалось прийти к удивительному религиозному синкретизму: их собственные божества соседствовали с шумерскими и ханаанскими. Большая часть их мифов и текстов была собрана в царских архивах хеттов. Эти тексты написаны на языках, которые не относились ни к семитским, ни индоевропейским; поскольку, к счастью, они были переведены на язык хеттов, мы можем сегодня познакомиться со столь ценными источниками космогонических и теогонических знаний.

   Процесс Сотворения хурриты относили к глубокой древности, и их верховный бог Кумарби не был творцом Вселенной, но уже находился на уровне людей. Наиболее известные мифы, например, миф о царствовании на небесах, — это более поздние повествования об Изначальном Сотворении. «Древние боги», о которых ничего не было известно и о которых очень мало говорили, оказались изгнанными в Темную землю.

   Наиболее важные божества хурритов — Кумарби, Тешуб (Бог грозы), Серри и Хурри (быки Бога грозы), божественные шумерские пары Анну и Анту, Энлиль и Нинлиль, Эа, Иштар из Ниневии...


Хурритские космогонические и теогонические мифы

   Миф о царствовании на небесах

   Этот миф повествует о том, что Алалу правил на небесах в течение девяти лет, до тех пор пока с ним не сразился Ану и не изгнал его в Темную землю.

   Ану правил на небе следующие девять лет, до тех пор пока с ним не сразился Кумарби. Отняв у Ану его мужскую силу, Кумарби забеременел тремя великими богами: Богом грозы, богом Аранцах (Тигр — прим. пер.) и богом Тасмису.

   Новые битвы ознаменовали конец владычества Кумарби и воцарение на троне Бога грозы.

   В этих мифах явно просматривается намек на сидерические периоды и временные циклы, ими определяются основные принципы и характеристики того или иного божества.

   Песнь об Улликумми

   Этот миф является продолжением предыдущего и рассказывает о попытках бога Кумарби вернуть себе власть на Небе, которую у него отнял Бог грозы.

   Соединившись со Скалой (материя), Кумарби породил сына Улликумми, чтобы тот отомстил за него и властвовал на Небе от его имени. Улликумми спрятали и воспитали Богини судьбы, он был вскормлен морем, куда его поместили и над которым он начал возвышаться в виде колонны из диорита.

   Богиня Иштар вмешалась и попыталась прельстить каменное чудовище своими песнями. Но диоритовая скала была бесчувственной и не поддалась богине.

   Становясь все сильнее и сильнее, Улликумми победил Бога грозы и многих других богов, пытавшихся напасть на него, и начал угрожать не только Божественному царству, но и человечеству.

   Вновь помощь Эа оказалась решающей: он призвал древних богов и получил от них медный клинок (чтобы резать диорит?), которым отсек ноги Улликумми, победив его в последнем решающем сражении.

   Символически вновь сила мудрости превзошла силу ограниченной материи. Мифологический мотив ковкой рукотворной меди, которая режет самый твердый диорит, мы находим также в додинастическом Египте.

   Миф о змее Иллуянке

   Он рассказывает о борьбе Бога грозы со змеем — первозданным чудовищем, которое в конце концов оказывается поверженным.

   Миф о Телепину

   Этот миф рассказывает об исчезновении бога растительности Телепину. После нескольких неудачных попыток пчеле все-таки удается его найти. Она ужалила Телепину, чтобы пробудить от летаргического сна, и тот вернулся на землю со своими дарами.

   Заканчивая наш короткий рассказ о символизме хеттов, подчеркнем, что у этого воинственного народа существовал также культ оружия. По представлениям хеттов, все акты существования пронизаны божественным, поэтому война также имела для них магический характер, и оружие как инструмент военных действий превращалось также в послушный инструмент проявления богов.


Сирия и Финикия

   Сирийцы и финикийцы, семитские народы, также имели интересные тео¬логические символы, в основе которых, если снять многочисленные «наслоения», можно увидеть гораздо более древние арийские символы.

   Фактически до 1930 года имелось очень мало сведений об этом регионе, да и те были весьма туманными. Кроме того, путаница возникала из-за большого разнообразия имен божеств: в разных районах и городах они были разными, с течением времени теологические представления и названия также менялись.

   Так, например, в древнем Библосе поклонялись верховному женскому божеству по имени Баалат и дополняющему богу по имени Баал, хотя эти имена, значившие только соответственно «Госпожа» и «Господин», не открывали подлинных священных имен богов.

   В Сидоне мужским божеством был Эшмун, которого греки почитали потом под именем Асклепия, бога молчания и медицины. Женским божеством была Астарта.

   В Тире высшим богом был Мелькарт, своего рода ханаанский Геракл.

   В Карфагене (уже в Африке) главная пара богов была представлена Балом-Аммоном и Таннит.

   Но если мы попытаемся навести порядок в классификации, нам следует проанализировать четыре типа источников, в которых упоминаются финикийцы.

  1. Самые ранние свидетельства относятся к началу III тысячелетия до н.э. (это время египетского Древнего Царства), они пришли к нам из руин Губла, который греки потом назвали Библом.

  2. Руины Угарита и найденные в них тексты Рас-Шамра позволяют восстановить пантеон богов, сложившийся к XIII веку до н.э.

  3. Труды Филона из Библоса, который опирался на работы финикийца — почти мифического — Сангониатона; в них Филон показывает влияние финикийской религии на греческую. Кроме того, принимаются в расчет труды из Дамаска и Моско, Библия, а также ассирийские и египетские тексты.

  4. Свидетельства финикийских колоний Карфагена.

  Рассмотрим, что говорят два первых и последний из этих четырех источников.

  1. Древние египтяне поддерживали тесные контакты с Библом, вывозили оттуда дерево и другие материалы, узнавали и даже «крестили заново», одевали в египетские «одежды» финикийских богов, делая их более понятными египтянам. Так, Баалат по функциям и атрибутам сопоставлялась с Хатхор. Баала, мужское божество, египтяне представляли как Ра, или более того — как «Ра других стран», или как «Ра, который находился на озере Фараона». Сын Ра именовался Рути, и его символом был лев.
       Другое божество из Библа Гаутау возникло как предшественник Адониса, бога растительности, превратившегося в дерево в лесу. Египтяне находили в нем сходство с Осирисом.

  2. В развалинах Угарита (Рас-Шамра) были найдены таблички из обожженной глины с клинописными письменами, состоявшими из 30 знаков алфавита, эти письмена помогли восстановить пантеон богов.
       Угарит был точкой пересечения разных влияний — семитских, шумеро-вавилонских, хурритских, египетских, эгейских. Однако и язык священных текстов, и имена, которые финикийцы давали своим богам, семитского происхождения.


Пантеон Угарита

   Эл — это бог, имеющий солнечную природу. Он отец богов, людей и, наконец, Создатель всего существующего.

   Его представляют как старца (Отец годов) с длинной седой бородой, знаком доброты и мудрости. Его вошедшее в пословицу милосердие делает Эла всеблагим богом.

   Согласно текстам, он обитает далеко от собственного творения — в «Источнике всех рек», в «Пустоте Бездн». Оттуда он неусыпно наблюдает за работой других, младших богов, через которых он проявляет себя и которые больше соприкасаются, контактируют с людьми.

   Согласно мифу, от двух жен у него были две дочери Шахар (Аврора) и Шалим (Мир или Сумерки, Закат).

   Сила Эла всегда была одной из его характеристик, и в этом смысле его соотносили с быком, что находило отражение в имени Бык-Эл.

   Баал — происходит от «Господин». Его имя многозначно, и потому это угаритское божество представляет множество аспектов, а в зооморфном виде предстает как теленок, телец, а также как бык.

   По некоторым своим характеристикам Баал похож на Бога грозы Адада и в этом облике управляет атмосферными явлениями и заботится о хорошем урожае.

   Как бог войны он появляется вооруженным копьем-молнией, а иногда стоящим на быке.

   Его имя, как мы уже указывали, нарицательное, оно скрывает подлинное, священное имя бога, известное только Посвященным.

   Баал совершает разные подвиги, в которых проявляются его основные свойства.

   Однажды он сражался с принципом Моря — Ямом, называемым также Судья-Река, вскоре после того как Ям провозгласил себя царем богов и первым построил себе огромный дворец с помощью Котара, бога архитектуры и ремесел (по происхождению это критский и египетский бог).

   Баал, представленный в этом мифе как Демиург, которому угрожает водная стихия, вступает в борьбу с ней и побеждает благодаря двум магическим палицам, изготовленным для него самим Котаром; имена этих палиц — «Изгоняй!» и «Отражай!».

   Чтобы упрочить свою божественную власть, Баал обращается к Котару, и тот строит для него дворец. Но дворец не имеет ни одного отверстия, после долгих обсуждений Баал согласился на то, чтобы открывалось слуховое окошечко — в знак того, что Верхние воды (ласковый дождь) не прольются больше на землю потопом, уничтожающим все живое.

   Котар, или Кусор, берет на себя важную роль регулятора дождей и времен года, определяемых «окошком» небесного дворца, и даже отмечается множество его характеристик как изобретателя всех механических устройств и бога, владеющего искусством предсказания.

   Были времена, когда Баалу угрожал Мот, бог подземного мира, которого можно сравнить со смертью или спящим духом на земле, опустевшей после жатвы. Мот поглотил Баала, как земля поглощает дождь, но перед тем как исчезнуть, Баал породил сына со своей сестрой Анат. И сын его Алейин не что иное, как благодатный дождь.

   Анат с помощью богини Солнца Шапаш отправилась на поиски своего брата, нашла его и победила врага — Мота. После того как Баал воскрес на вершине горы, он спустился, чтобы снова облагодетельствовать людей.

   После ряда перипетий Баал и его сын Алейин собрались умереть окончательно, то есть удалиться от мира людей, и Анат приняла на себя обязанность совершить ритуалы захоронения их обоих — своего супруга-брата и своего сына.

   Анат — это сестра Баала, дева-воительница. Воинские характеристики соединяются в ней с плодовитостью Матери-жизни, плодородием. Ее имя происходит от слова «источник», и ее главнейшей функцией — как источника жизни — является поддержание жизни богов.

   Животным-покровителем Кадеша, Священного, был Лев, и название города лишь прозвище Анат-воительницы.

   Астарта — финикийская Венера.

   Ашерат — мать богов, и в первую очередь Баала.

   Элат — женская форма Эла.


Финикийские боги I тысячелетия до н.э.

   Самым важным из всех богов, появившихся в эту эпоху, является Адонис — миф, повествующий о нем, полон богатейшей символики.

   В Библе наиболее почитаем был преемник бога Хайтау из Неги, заменивший и вобравший в себя всех божеств растительности.

   Адонис родился из дерева, в которое была превращена его мать. Он был необыкновенно красив — настолько, что Афродита и Персефона (в позднейших греческих версиях) ссорились, решая, кому он будет принадлежать, до тех пор пока Зевс не дал каждой из них по полгода: шесть месяцев Адонис проводил на земле и шесть — в ее глубинах. Несмотря на упреки и предостережения Афродиты, что он увлекается охотой, Адонис в конце концов был убит кабаном, а по другой версии — медведем.

   Между Библом и Бальбеком существовали источники, которые греки называли Рекой Адониса. Считалось, что из года в год бог возвращается в это удивительное по красоте место и снова умирает в присутствии своих скорбящих почитателей. Греки называли Адонисиями ежегодные праздники, в которых вспоминали смерть бога.

   Имя Адонис — эллинистическая форма семитского Адонаи («Мой Господин», «Господь»). Этого бога связывали с вавилонским Таммузом, следовательно, и с шумерским Думузи.

   Боги Карфагена

   Во всех колониях Северной Африки, на островах и в землях Средиземноморского бассейна поклонялись тем же богам, что и в Карфагене.

   Возглавляли пантеон следующие боги.

   Баал-Амон — великодушный бородатый бог с головой, украшенной бараньими рогами. Бараньи головы также служили завершением ручек высокого трона, на котором он сидел. Поскольку баран — символ солнца, то можно предположить, что этот бог был тесно связан с египетским Амоном; подчеркивалась способность барана, подобно свету, разгонять тьму.

   Адонис и Эшмун также почитались в этом регионе.

   Бэс — культ этого божества позже распространился в Египте. По другой версии, он был завезен из Египта в очень давние времена, так как при раскопках изображения Бэса находили на уровне Древнего Царства.

   Таннит — Великая Богиня, обычно ее называли Лицо Баала. Она изображалась характерным символом в виде стилизованной геометрической женской фигуры, которая известна как символ Таннит {знак Таннит).

   Другой элемент, который обычно появляется на карфагенских стелах, — это открытая ладонь, символ благословения, он напоминает о ритуальном приветствии, которым сопровождались молитвы. Этот символ перешел в Северную Африку, мусульмане называют его Рукой Фатимы.


Иранцы

   Символизм Древней Персии

   Иранцы представляют собой одну из групп в семье ариев (арии — «благородные»). Придя, вероятно, с юга России, они обосновались на Иранском плоскогорье в III тысячелетии до н.э. Их язык и наиболее древние символы очень похожи на ведические, что позволяет с уверенностью говорить о едином происхождении обеих цивилизаций — оно подтверждается и материальными остатками одного корня и в Индии, и в Персии.

   Первые упоминания об иранцах датируются IX веком до н.э., в это время говорится о персах, живших в горах, и мидийцах (medos), населявших равнину.

   Мидийцы являлись союзниками вавилонян и вместе с ними участвовали в завоевании Ниневии, в итоге они присоединили Ассирию к своей собственной территории и переняли даже ее обычаи и символизм. Когда Кир завоевал Вавилонию, персы стали хозяевами Западной Азии, но сохранили в чистоте свою арийскую культуру. Таким образом, иранцы стали преемниками ассиро-вавилонян.

   Религиозный символизм иранцев является очень древним и чрезвычайно разнообразным. Мы рассмотрим его в общих чертах, взяв за основу эпоху трех великих династий, которые некогда приводили в движение этот мир: династии Ахеменидов (558-330 гг. до н.э.), Аршакидов (250 г. до н.э. — 191 г. н.э.) и Сасанидов (224-729 гг.).


Авестийская религия

   Это самая древняя религия на этой территории; ее чисто арийские корни уходят в доисторические времена, хотя книга, излагающая ее учение, — «Авеста» (от которой и произошло название религии) в том виде, в каком она известна сегодня, составлена намного позднее. Геродот интересно рассказывает о простоте культов этой древней религии — у авестийцев не было храмов.

   Огонь — представлял дух Верховного божества, помимо этого он и сам, как таковой, с архаических времен был объектом поклонения, пылая на жертвенниках. В его символизме особое значение обрели Свет и Чистота. Роль Огня на Небе и Огня на Земле играл бог Атар, который в мифах предстает как сын Ахурамазды, несмотря на то что он намного древнее своего отца, а его характер, атрибуты и способности в целом выходят за рамки примитивной концепции физического огня. Функция Атара — защищать все сотворенное от вредоносных козней.

   Хаома — полностью аналогичен ведическому Соме и связан с бессмертием; это напиток, изготовленный из священной травы, которая возвышает дух и поэтому приводит к осознанию бессмертия. Его пьют, произнося специальные фразы, предназначенные для отпугивания зла. Со временем Хаома стал персонифицированным божеством.

   Митра и Варуна; Индра и Насатьи — древние авестийские божества, которые родственны аналогичным богам в Индии. Если говорить о Митре, то он с глубокой древности, еще задолго до появления Аватары Зороастра, являлся одним из важнейших богов, отличавшимся своей воинской силой и солярной способностью распространять Свет. Это был бог Победы и Мудрости, которые незримо связаны с Солнцем, а значит, и с изначальным Огнем.

   Младшие боги — по древней традиции они тесно связаны со звездами: Хвар (Hvare-Khchaeta, Сияющее Солнце), Мах (Луна), Анахита (Венера), Тиштрийа (Сириус), Апо (имеет сходство с вавилонским Апсу — Изначальными водами).

   Маги — древняя каста жрецов, происходивших от ариев-мидийцев; изначально они были просто огнепоклонниками. Позднее, уже во времена Сасанидов, они заняли официальное положение священнослужителей, организовали и поддерживали маздеистскую религию.


Маздеистская религия

   Эта религия получила признание со времен Ахеменидов. Она представляет себе главное божество более высоким и далеким, чем другие, «младшие» боги. Это вполне сходится с верованиями магов, королей и проповедью Зороастра.

   Ахурамазда — это Бог Богов, Создатель и Вседержитель в религии Ахеменидов. Этимология его имени не совсем ясна: возможно, оно происходит от Медха, то есть «Мудрость», или от Мада — «опьянение»; или от Мастим — «Освещение»; или от «Мудрый Асура», а может быть, Ахура — это трансформация ассирийского Ашшура.

   Он изображался в ассирийском стиле, как мужчина с длинными волосами, с двумя симметричными крыльями в ритуальной позе.

   Будучи в высшей степени метафизическим по своему характеру божеством, Ахурамазда действует только в духе и никогда не уподобляется людям, которых во всем превосходит. Его небесную свиту составляют идеализированные абстракции. Он породил Ашу, Универсальный закон.


Реформа Зороастра

   Влияние Зороастра примирило наконец царскую религию маздеизма с древними огненными традициями магов, хотя это произошло не сразу, а спустя несколько веков после ухода Аватары.

   Зороастр или Заратуштра — это имя (означающее «Человек со старыми верблюдами»), которое могло служить многим поколениям посвященных жрецов и которое на этот раз олицетворялось в Посланнике, пришедшем для того, чтобы очистить от искажений основополагающие идеи концепции Божественного.

   Согласно традиции парси (фарси), Зороастр жил с 660 по 583 годы до н.э. Его жизнь была полна чудесных событий, какие происходят со всеми Аватарами. Само его рождение было чудесным: он появился на свет не плача, а смеясь. Позднее, уже став взрослым, он по требованию родных вступил в брак. Но ему не удалось избежать своего мистического призвания: он стал противником религии, которая к тому времени уже закоснела, и ее жрецы преследовали Зороастра всю его жизнь.

   Оставив свой семейный очаг, он на семь лет уединился в пещере, пока семь Архангелов не дали ему семь откровений, позволявших управлять семью элементами. Он достиг наивысшего экстаза при созерцании Ахурамазды, а позднее, преодолев искушения злых духов, стал странствующим проповедником.

   Обратившись к царю Виштаспе, он добился его официальной поддержки для своей веры; как предполагают, Зороастр погиб, защищая царя, в возрасте 70 лет в войне против турков.

   Зороастрийская мораль предполагает совершенствование человека посредством мыслей, слов и поступков. Ашван — это справедливый человек. Если говорить о религиозном значении Ахурамазды, то он занимает наивысшую ступень в божественной иерархии, стоя над дэвами и асурами и даже над другими божествами, в том числе и над Митрой.

   Маздеизм, или религия Ахурамазды, вытеснил понемногу другие иранские культы, хотя и сам со временем подвергся влияниям и изменился, что привело к возникновению столь известного маздеистского дуализма.


Митраизм и религиозные символы в эпоху Аршакидов

   В эту эпоху сильно было влияние партов — иранской народности Скифии, у которых был сильно развит культ предков; также надо учесть влияние буддизма и других абстрактных культов — греческого, гностического и иранского происхождения.

   Но, без сомнения, именно митраизм, культ Митры, или Солнца, определял символизм того времени.

   Митра — как уже было сказано, он имеет древние арийские корни и является тем божеством, которое примиряет Ахурамазду (Ормузда, Добро) и Ангро-Майнью (Ахримана, зло), чередуя свет и тьму.

   Как бог-воин Митра поддерживает порядок и справедливость. Мистическое восхождение достигается при помощи священной войны и оружия.

   Обычно Митра изображался во фригийском колпаке, явно азиатском, приносящим в жертву быка; он совершает обряд, обеспечивающий плодородие Природы, но на метафизических планах, которых немало, — его сопровождают также символы разрушения материальной жизни.

   Вся мифологическая жизнь Митры связана с солнечным циклом: он родился из камня, укротил разъяренного быка, добыл воду из камня и пришел к Солнцу на обед. В другом своем аспекте Митра соотносится с Кроносом или Зерваном-Кроносом (иранский вариант имени), тогда он изображается как человек с головой льва, чье тело семью спиралевидными витками обвивает змея.

   С маздеизмом митраизм объединяет страстная жажда нравственной чистоты, которая достигается активной внутренней борьбой. Последователи обеих религий поклоняются солнечному свету и празднуют все важные моменты жизни Непобедимого Солнца.

   В митраизме существовала иерархия жрецов, или адептов, состоявшая из семи степеней, помимо молодых людей, подростков и детей, проходивших предварительные испытания (cryfii).


Боги и символы Сасанидов

   В эту эпоху Ахурамазда стал Ормуздом, Создателем жизни, света и истины, Ангро-Майнью — Ахриманом, смертью и мраком.

   Они постоянно борются друг с другом, хотя важно помнить основное — тайное, эзотерическое — значение Ахримана.

   Согласно другой версии, единственным богом, который существовал от начала времен, был Ахурамазда, потом он породил Спента-Майнью (Духа Добра) и Ангро-Майнью (Духа Зла), которые исчезнут в конце существования нынешней проявленной Вселенной, и останется лишь единый и вечный Ахурамазда.

   Амеша Спента, или Амшаспанд, — это шесть духов или «Благодетельных бессмертных», находившихся в подчинении у Ормузда и вместе с ним составлявших эзотерическое число «семь». Это:

      Boxy Мана — Дух Добра. Он выполнял функции психопомпа;
      Аша Вахишта — Высшая Справедливость; Дхарма; Покровитель Огня;
      Хшатра Вайрья — Идеальная Власть. Символизирует воина;
      Спента Армайти — Благодетельная Преданность. Символизирует Землю. Женский принцип;
      Хаурватат — Совершенство;
      Амертат — Бессмертие.

   Два последних были связаны с водами и целебными растениями.

   В свою очередь Ормузд создал Хварну — славу, благодать, искру, которая в большей или меньшей степени присутствует во всех вещах.

   Язаты и Фравашти. Первые это жертвенные духи, связанные со звездами, стихиями, космическими и нравственными силами. Вторые представляют Эго, которое сохраняется за пределами жизни и смерти. Это благоприятствующие духи, подобные ангелам-хранителям.

   Дэвы. Ангро-Майнью был главным среди демонов. Дэвы иранцев, будучи инверсией дэвов индийцев, являлись персонификациями зла и лжи. Скопище дэвов постоянно испытывает человека, устраивая на его пути множество препятствий, а дэва Индра даже искушает тех, кто идет к миру иному.

   Другие демоны, Други, — это обманчивые искушения женского пола. Пайрика, внешне привлекательные, нарушают порядок звездных и других природных процессов. Ятусы — колдуньи. Кави и Карапаны — жрецы ложных религий. В целом демоны представляются женским прототипом зла.


Манихейство

   Это религиозное движение началось с секты Мани, вавилонского проповедника эпохи Сасанидов, который соединил маздеистский дуализм с гностической традицией. Как последний провозвестник Христа, он основал церковь, похожую на христианскую, и призывал к аскетизму, видя в нем возможность преодолеть дуализм на основе триумфа света.


Иранская космогония

   В иранской космогонии содержатся знания и символы ариев, пришедшие из глубокой древности и имевшие ритуальный смысл, хотя мифы, собранные в настоящее время, зороастрийского, а чаще сасанидского происхождения.

   Согласно представлениям иранцев, цикл жизни равен 12 000 лет, он делится на четыре эпохи по 3000 лет каждая.

   По некоторым версиям, вначале существовал только Ормузд, который в первую эпоху измыслил Космос и других существ, в том числе Ахримана, или зло. С того момента между двумя этими принципами началась борьба, которая продолжалась 9000 лет и закончилась победой Ормузда, которую ему помогла одержать магическая формула («мантра») Ахуна Вайрья, предложенная Зороастром.

   Во вторую эпоху и Ормузд, и Ахриман сотворили разных существ. Третья эпоха охватывает все поколения людей от сотворения человека до прихода Зороастра, который играл главенствующую роль в четвертом периоде, одержав победу в сражении со злом.

   Первыми живыми созданиями были человек Гайомарт и Бык Гох; это напоминание о той древней эпохе, когда люди и животные разделились. Ахриман умертвил этих двух существ, и из семени Гайомарта родилась первая пара людей — Машйа и Машйана. Изначально чистые, они попались на обман Ахримана и впали в грех, однако боги продолжали покровительствовать им, поскольку те были бессознательны, и, в частности, дали им возможность узнать огонь.

   У первой пары людей было семь пар детей: одна из этих пар, Сиямак и Сиямаки, породила первых царей Хушанга и Тахмураза, которым даже удалось на некоторое время уменьшить число демонов.

   История этих первых царей изложена в «Книге о царях» («Шахнаме»), поэме Фирдоуси (X в.). В этом произведении говорится о древних временах, когда людям сами боги помогали проводить цивилизационный импульс. В «Книге о царях» также собраны мифы, рассказывающие об открытии и использовании минералов, камней и инструментов (алхимия?).

   Царь Йима пережил знаменитый Потоп. По совету Ормузда он построил вару, в которой спаслись представители всех видов живых существ, за исключением плохих и уродливых во всех смыслах.

   Царь Зохак — прототип впавшего во зло злодея-атланта, владеющего «темной наукой». Ему приснился сон, предсказавший, что через 1000 лет его царствования на смену ему придет справедливый царь Феридун. Зохак приказал убить всех младенцев, родившихся в то время, на которое указывал сон. Но Феридун спасся; он царствовал 500 лет и очистил землю от зла.

   По другим версиям и также на космологическом уровне, первое сотворение принадлежало не Ормузду, противоположности Ахримана, а принципу более высокому, чем эта дуальность света и тьмы. Это Зерван (Время), о котором мы упоминали, когда говорили о Митре. В чисто символическом аспекте является воплощением циклов времени — в приложении не только к историческим эпохам существования мира, но и к трансформации жизнь-смерть, которой подвержены все живые существа. В качестве Зервана-Акарана (Бесконечное Время) он представляет Время как Судьбу, Закон, Неотвратимость.

   Наиболее эзотерические традиции объясняют, что зло появилось еще до сотворения мира. Зерван как Верховный Бог 1000 лет совершал жертвоприношения, чтобы обрести потомство, и когда он уже потерял надежду, у него появились два сына — Ахриман, плод его сомнений, и Ормузд, плод его веры. Ахриман увидел свет раньше Ормузда, но второму предстояло одержать победу, хотя и не без борьбы.

   Второй этап Творения — создание мира людей — имел своей целью победу над злом. Изначальная божественная дуальность обратилась в подобную же дуальность среди людей.


Представления о вечной жизни

   Иранцы всегда верили в бессмертие души, наделяя ее огненной, светоносной природой. С одной стороны, они говорили об умерших, находящихся в подземном мире, с другой — об объединении душ в свете Ахура, и в этом нет противоречия, это лишь последовательные шаги после смерти тела.

   Согласно существующим версиям, в течение трех дней после смерти душа скитается по самым знакомым ей местам, но потом она предстает перед Судом Митры, символом индивидуальной ответственности. На мосту Чинват совершается разделение на тех, кто спасется, и на тех, кто будет осужден. В конце моста, по которому могут пройти лишь праведники, их ждет Душа, или Даэна. Она вступает в рай Ахурамазды. Трупы становились добычей хищных птиц, что вполне разумно и целесообразно: разлагающиеся останки не заражали стихии. Символом психопомпа, проводника души после смерти, вновь становится собака, поскольку иранцы тоже верили, что только чистота собаки защищает от заражения, распространяемого трупом.

   Они верили и в «конец света» как кульминацию человеческой эволюции, которая будет достигнута с помощью пророков, Аватар и великих Учителей, время от времени воплощающихся, чтобы давать импульс человечеству своими учениями. Зороастр — пример Аватары-Спасителя.


Мусульмане в Персии

   Ислам, проникнув в Персию, вытеснил существовавший там символизм с его богатой образностью и антропоморфными представлениями. Парсы и гебры — персы, не принявшие эту новую религию и оставшиеся верными прежней традиции, — нашли убежище в Индии.

   Шииты — это последователи Али, прямого и законного наследника Магомета. Али и его одиннадцать сыновей, рожденных в браке с Фатимой, дочерью Магомета, являются двенадцатью Имамами, или Покровителями и Управителями часов дня.

   Суфии в Персии, равно как и йоги в Индии, следуют путем мистики, стремясь интуитивно постичь Абсолютную Истину, постепенно, с помощью святости и разума.





Реклама
__________
бэтбум . убрать железо и запах из воды еще один способ убрать запах железа из воды.
___


Наш телефон:
8 495 973-11-63

Написать письмо



Яндекс.Метрика
 

© 1986–2022
«Новый Акрополь»


Политика конфиденциальности