Философия — в жизнь
Внимание и ощущения: зрение
| Внимание превращает ощущения в одну из дорог, ведущих к Мудрости, только если мы умеем правильно пользоваться ими, но особенно Вниманием.
Видеть — значит воспринимать посредством физического зрения цвет и форму вещей. Но существуют формы более тонкие, которые требуют присутствия Внимания, и поэтому мы можем наблюдать, обдумывать то, что наблюдаем, размышлять и делать выводы. Полный текст
Уметь видеть или видеть с Вниманием (что является одним и тем же), — это способность открывать, исследовать, используя внутреннее зрение, выходить за пределы форм и внешних признаков; это значит узнавать, стремиться понять, ясно видеть. Для того чтобы видеть с Вниманием, необходим свет, то есть интуиция и правильное воображение. Вновь обратившись к «Голосу безмолвия», мы понимаем, что для души, которая хочет видеть, необходимо достичь внутренней гармонии. Свет не появляется в вихре страстей.
|
Внимание и ощущения: осязание
Осязание — это ответная реакция чувствительности нашей кожи на контакт с разными предметами. Мы можем воспринимать холод, тепло, мягкость и жесткость... Если нам достаточно этих простых физических способностей, мы ищем лишь то, что доставляет нам удовольствие, не обращая внимания на более тонкие различия, которые есть у одних предметов по отношению к другим. Внимание в этом случае позволяет нам распознавать детали, нюансы, уровни, выводя наши чувственные познания за пределы приятного и неприятного. Продолжение
Когда осязание развивается вверх и вглубь, оно превращается в особое чувствование, дающее возможность воспринимать людей и общаться с ними. Иметь осязание* в данном случае это понимать каждого и обращаться к каждому так, чтобы он мог нас понять. Когда Внимание объединяется с этой способностью осязать, оно превращается в деликатность и благоразумие — одну из наиболее великих добродетелей.
*В испанском языке слова «осязание» и «такт, тактичность» обозначаются одним словом tacto (прим. ред.)
Внимание и ощущения: слух
Слух позволяет нам воспринимать звуки. Но существует огромная разница между понятиями слышать и слушать. Слушать — значит обращать внимание на то, что слышишь. А слышат все, кто имеет развитый слух. Но быть внимательным к звукам, уметь различать их и даже воспроизводить в качестве особенной формы языка и выражений — все это возможно благодаря утонченной Внимательности. Действительно, Внимание позволяет нам отличать шум от звуков, грубые аритмичные удары от музыкальных созвучий.
Голос совести
Философу, несомненно, нужно одобрение его совести. Но осторожно, Ученик, не называй совестью свои собственные желания, свои неразрешенные сомнения, свои слабости и несправедливость. Для того чтобы совесть говорила и указывала нам на то, что годится, а что нет, необходимо пробудить совесть саму по себе. Прежде, чем начать что-то делать, надо развить моральную силу, здравый рассудок и чистоту чувств. Надо действовать и даже ошибаться, не боясь признавать ошибки и не боясь исправлять их. Продолжение
Надо пройти через многие испытания, чтобы узнать этот внутренний голос как нечто интимное, стабильное, соотносящееся с Высшим Я, голос, который не подвержен ни вихрям страстей, ни другим возможным изменениям на уровне личности.
Готовы для эволюции? Вперед!
«Если мы допускаем, что находимся на пути эволюции, то должны считать, что все ситуации, в которых мы находимся, для нас самые правильные» Е. П. Блаватская
Одно дело позволить, чтобы судьба толкала нас по пути, и другое — двигаться собственными силами: последнее, словами ЕПБ, означает допустить, что мы находимся на пути эволюции. Это значит ощутить, что жизнь не может быть Продолжение
совокупностью повторяющихся и бесполезных ситуаций, основная часть которых доставляет нам больше боли, чем удовольствия. Наоборот, каждое событие, каким бы незначительным оно ни казалось, имеет особое значение и передает нам правильный опыт, который необходим нам на этом этапе существования.
Для размышлений…
...Одной из самых больших ошибок человека является то, что он знает, как надо что-то делать, но когда приходит время действовать, он поступает так, как будто бы ничего не знал... Проблема не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы жить тем, что знаешь................... Х. А. Ливрага «Алхимик»
Ни один человек, будь то мужчина или женщина, не знает своих моральных сил, пока не испытает их на деле. Есть тысячи людей, которых мир считает достойными и заслуживающими уважения, потому что никогда они не подвергались испытаниям........................................................Е. П. Блаватская
Жажда благополучия
Мы живем в мире, где благополучие превратилось в товар первой необходимости. По крайней мере, это касается так называемых развитых стран.
И не удивительно, что для многих эта потребность превращается в смысл существования.
Однако реальность повседневной жизни являет совершенно иную картину. Поиск благополучия — это гонка без конца...
Тому, кто страстно, отчаянно стремится к благополучию, Продолжение
которое находится вне его самого, предстоит преодолеть лабиринт настолько труднопроходимый, что он может провести всю жизнь, блуждая по ложным тропам, ведущим к другим, еще более запутанным дорожкам. Тот, кто окажется в подобной ситуации, всегда будет зависим от людей и обстоятельств: он будет счастлив настолько, насколько позволят ему люди, среди которых он живет, и будет испытывать удовлетворение так часто или так редко, как позволят обстоятельства.
Основа всякого благополучия исходит из Души, которая, по словам Х.А. Ливраги, "не желает благополучия, поскольку уже по сути своей блаженна и счастлива "...
Надо искать критерий нашего благополучия в Душе, поскольку сама Душа в ее естественном состоянии и есть источник любого благополучия.
Жизнь как учитель
Очень важно понять: то, что нами движет, имеет свой смысл; судьба, жизнь, боги, как хотите, называйте эту связь причин и следствий, — это не капризная случайность.
Чтобы выйти победителем из испытания трудного, как нам кажется вначале, надо понять его причины, множество причин, которые приводят к существующему результату.
Узнать причины — это первый необходимый шаг, без которого невозможно найти решение. Продолжение
Но для решения проблемы недостаточно одного только этого узнавания. Это знание, не идущее дальше плана рационального, или в лучшем случае обычно переносящееся в эмоциональную сферу, остается безжизненным, если, следуя своему естественному пути, не превращается в действие. Для того чтобы карма выполнила свою миссию по формированию человека, необходим второй шаг — начать действие.
Мы оказались перед какой-то жизненной трудностью. Мы проанализировали возможные причины. Теперь надо составить план действий и начать его осуществлять. Самое важное — начать осуществлять. Не важно, что возникший план несовершенен и не решит проблем. Лучше ошибиться действуя, чем пассивно пребывать в страхе совершить ошибку. Тот, кто ошибается, но действует, упражняется в движении, преодолевает инерцию и побеждает страх. Более того, он становится более мудрым и более способным принимать все лучшие и более верные решения.
Жить в согласии с собой
Трудности работы в команде — это проявление эгоизма. А эгоизм — это основное препятствие для внутренней работы. Тот, кто не умеет жить в согласии с другими, не сможет жить в ладу и с самим собой. То, чего не удается достичь с другими, не получится и с самим собой.
Закон
...Разве не очевидно, что существует или, точнее сказать, должен существовать «Космический Разум»... действующий везде и во всем, даже на тех планах, которые все еще остаются для нас невидимыми и недоступными? А значит, существует План Действия, проявляющийся как один Универсальный Закон, содержащий в себе бесконечное число частных Законов. Этот Закон получает в восточной философии название Дхарман, а каждое из его многочисленных применений получает название Дхарма. Этот Закон, или совокупность всех законов, называется еще «Смысл Жизни», и он направляет Путь Эволюции...
Закон кармы или уроки жизни
Точно так же, как мы понимаем, что такое белое, потому что сравниваем его с черным, мы понимаем Закон, потому что судим о нем по тем следствиям, которые этот Закон создает внутри нас самих и в нашей жизни. Каждый раз, когда мы удаляемся от Пути, то ударяемся о его боковые стенки, которые, будучи гибкими и эластичными, вновь возвращают нас на правильную дорогу. Эти удары могут быть более или менее сильными, более или менее болезненными, как и наше удаление от Закона. Продолжение
Но если бы эти болезненные удары не подталкивали нас к переосмыслению своих шагов, внутренний взор нашей души никогда не стремился бы найти причину боли, нам не было бы интересно разобраться, в чем состоят наши ошибки, и мы никогда не пытались бы избежать заблуждений, никогда не пытались бы анализировать себя, чтобы осознать собственные недостатки.
Одно дело — жить и воспринимать Карму пассивно, покорно терпеть те корректировки, которые она вносит, но самому не реагировать, и совсем другое дело — попытаться понять и осмыслить их, для того чтобы получить новый импульс для передвижения по течению Жизни и для понимания ее сокровенного смысла. Вместо того, чтобы жаловаться и плакать, держать обиду и застревать в сетях собственного эгоизма, заставляющего нас с убеждением считать, что наша боль — единственная и неповторимая, вместо того, чтобы наслаждаться своими страданиями и слабостью духа и без устали повторять «почему это происходит именно со мной», мы должны попытаться найти причину всего этого. Любые эффекты являются только лишь последствиями чего-то. Стоило бы задать вопрос: чего, собственно?
Мы должны еще раз вспомнить, что истинный философ никогда не довольствуется только вопросами. Вопрос "почему" — это лишь первая, логическая реакция нашей персоны. Самое важное — ответы на вопросы. Мы должны дойти до понимания корней, причин всего того, что происходит с нами, и перестать считать себя вечно гонимыми, преследуемыми жизнью. Это нужно для того, чтобы мы могли утвердиться как ученики, которые черпают уроки из всего, что с ними происходит, что бы это ни было.
Интуиция и мистика
Не лишним будет повторить, что мистика для нас является не простым созерцанием, но интуитивным и разумным взглядом на мир, меняющим нас самих, а вследствие этого и наши действия, приводя их в соответствие с Законами Природы.
Как приобрести такое интуитивное и разумное видение мира? Несомненно, что это восприятие, или видение, превосходит и интеллектуальное, и рациональное. Продолжение
То, что обладает способностью воспринимать — это Душа — самая высокая часть нашего сознания, может постепенно снять вуали с Мистерий. Древние египтяне говорили, что мистерии ощущаются интуитивно, воспринимаются Сердцем, этим отважным Сердцем, которое и есть человеческая Душа. Процитируем отрывок из книги Кристиана Жака "Магический мир Древнего Египта": "...центром самого тонкого восприятия является сердце. Речь идет не об органе, а о нематериальном центре существа... Все исходит из сердца и все возвращается в сердце, оно и дает, и принимает".
Благодаря сердцу, мы можем чувствовать единение с Природой, со всеми существами, и узнавать одну и ту же энергию во всем, хотя она и выражена в различных формах и обстоятельствах. Понимая это, проще наладить связь с собственным духом, с Богом, и разрушить построенную рассудком страшную стену, разделяющую жизнь и смерть. Существует лишь единая неизменная энергия.
Искусство задавать вопросы и искусство слушать ответы
...Спрашивать нужно, но нельзя злоупотреблять этим, чтобы не стать полностью зависимым от советов и указаний извне. Надо уметь задавать вопросы самому себе и самому искать ответы; и если ни один из них не кажется подходящим или хорошим, тогда стоит обратиться к тому, кто может помочь... Путь истинного познания не строится на псевдорациональных хождениях вокруг да около, на вопросах и ответах, сменяющих друг друга в бессмысленной диалектической игре, которая ни к чему не приводит.Продолжение
Познание — спокойный, размеренный процесс, включающий в себя созерцание и внутреннее усвоение: вопрос — это открытая дверь, а ответ — это новый персонаж, который приходит, чтобы стать частью нашей жизни. Надо освободить место ответу, персонажу, который приносит нам нечто достойное внимания
Как нам поступать: как животное, как машина или как человек?
Мы должны научиться различать три основных типа действий составляющих манеру нашего поведения:
а) Действия, которые нас тянут назад, исходящие из плана чисто инстинктивного, импульсивного, страстного, те действия, в которых полностью отсутствует собственная воля, когда мы утверждаем: «Я делаю то, что хочу».
Продолжение
Как узнать подлинную отвагу
Несмотря на то, что одни говорят об инстинктивной храбрости, а другие — о рассудительной храбрости, мы, как и Платон, считаем, что если и выражена четко эта дуальность, то только потому, что человек не сумел еще установить порядок внутри самого себя. Если есть порядок — а это другое название справедливости — есть и согласие между разумной рассудительностью и эмоциями, какими бы инстинктивными они ни были. Если преобладает инстинкт, храбрость превращается в бесстрашие. Оно подвергает человека опасностям, Продолжение
Критиковать или подавать пример? Выбор за нами!
Как правило, критикующий — это человек, огорченный своими неудачами, достаточно эгоистичный, чтобы вину за свои неудачи перекладывать на других. Он видит лишь чужие ошибки, а свои собственные, даже самые маленькие, не признает, особенно если на них указывают.
Такой человек постоянно требует от других, чтобы они были образцовыми, но считает, что к нему это не относится, так как он сам — само совершенство во всех областях. Продолжение
Остерегайся тех, кто требует от других быть примером, а сам его не подает. Они подобны людям, которые не пользуются тем, что сами производят и не применяют то, чему учат других. Другими словами, речь идет об обманщиках.
Остерегайся постоянно критикующих. С ними не стоит сотрудничать при осуществлении долгосрочных проектов, на пути создания будущего. Они только и умеют разваливать то, что создают другие.
Старайся сам подавать хороший пример и меньше думать о том, что делают другие.
Мы одинаковые или разные?
Подобие существует в отношении духа, цели, к которой стремимся, учений, которые мы разделяем, пространства и времени, в котором работаем. И ко многим другим вещам, подобным перечисленным.
Мы верим, что подлинное равенство способствует здоровому сосуществованию, умению жить вместе. Оно помогает сгладить шероховатости, возникающие из-за трудностей, которых нельзя избежать вследствие естественных различий, существующих между нами. Продолжение
Значит, мы в чем-то неравны? Да, во многом, но в этом нет ничего обидного. Мы отличаемся по возрасту, полу, образованию, личным факторам развития, вкусам, по форме самовыражения, ритму работы... и еще по множеству других моментов, в которых невозможно быть одинаковыми при всем желании.
Мы знаем, что эти различия не касаются духовной сути, но затрагивают персону. К несчастью, мы привыкли гораздо больше работать с персоной, чем с духом, другими словами, скорее с различиями, чем с тем, что нас объединяет и в чем мы равны.
Надо понимать, что вне области метафизических ценностей мы, люди, в силу естественных законов, отличаемся друг от друга, и эти различия заслуживают внимания и понимания, ибо без этого невозможно прийти к взаимоуважению.
Небрежность или прилежание
Небрежность питается нашей «забывчивостью», которая есть не что иное как нежелание помнить то, что нам трудно, неприятно, тяжело, в общем, то, что мы не хотим делать. Именно поэтому мы забываем, поэтому отвечаем столь часто повторяемым «я забыл», что на самом деле означает «не хотел этого помнить». Небрежность питается нашими отсрочками: «У меня еще много времени, я сделаю это завтра, хотя посмотрим, вдруг появится что-то срочное, спешить некуда...». Продолжение
Эти отсрочки — род той же забывчивости. Единственная разница в том, что вместо того чтобы отодвигать свои обязательства на задний план в подсознание, мы делаем это во времени. Небрежность подпитывается вещами, сделанными наполовину, попыткой отлынивать, сделать столько, сколько надо или меньше, чтобы при этом не было слишком видна недостаточная эффективность. Сделанное наполовину хуже, чем плохо сделанное: если мы желаем быть примером для других, то работа, в которой не хватает деталей, незавершенная, сомнительного качества, будет плохим примером, и к этому можно добавить еще дурную привычку сваливать вину за неудачу на своих друзей или на «тяжелые обстоятельства».
О гневе
Раздражительный человек является рабом вдвойне. Во-первых, он раб самого себя, ибо одна часть его души, грубая и более примитивная, оказывается сильнее, чем часть тонкая и разумная. Во-вторых, он раб своего окружения... Если мы не умеем контролировать самих себя, тогда нас будут контролировать другие — те, кто способен использовать этот наш недостаток в своих целях. Душа раздражительного человека находится в руках других... Как легко рассердить такого человека, используя аргументы, выводящие его из себя! Продолжение
И как легко добиться, чтобы он принял те решения, к которым его подталкивают! Тот, кто владеет ситуацией, сделает все так, чтобы разгневанный человек думал, что сам решает все, сам управляет своими действиями и словами. Но на самом деле это далеко от истины.
Хорошо, если мы способны контролировать свой гнев, но гораздо лучше еще и трансформировать его в смелость. Смелость исходит из сердца, из подлинной человеческой Души. Смелость — это способность видеть вещи такими, какие они есть, способность сдерживать эмоции, слушать, правильно понимать идеи, выбирать ценное и отбрасывать бесполезное, действовать справедливо.
О смерти
Почему мы считаем живым лишь то, что обладает физическим телом? Разве мы не знаем, что материальная форма является самым преходящим из всего, чем мы обладаем и, следовательно, по своей природе подвержена болезням, старению и разрушению. А что тогда можно сказать о наших чувствах и идеалах, о наших мечтах и откровениях, о тех мгновениях, когда мы соприкасаемся с Мистерией Жизни? Разве все это не является живым?
Продолжение
Страх притупляет ум, и мы можем задать вопрос: "А кто гарантирует, что мечты, идеалы и чувства не исчезают, подобно физическому телу?" Но вспомним: исчезает ли все это, когда тело засыпает? Нет. Напротив, мы продолжаем разговаривать друг с другом, посещать различные места, радуемся или страдаем, стремимся к чему-то и ощущаем, что мы — те же, что и всегда. Ничего не изменилось. Почему же тогда надо испытывать страх перед смертью? Разве она не является лишь сном, сном более глубоким и длинным?
От инертности к стабильности: осознанное действие
На первый взгляд, и инертность, и стабильность очень похожи. Фактором, отличающим одно от другого, является сознание. Чтобы остаться в состоянии инертности, не нужно обладать сознанием, чтобы достичь стабильности, необходимо пройти через все фазы движения, овладеть ими и синтезировать их в состояние динамического равновесия, что невозможно осуществить без применения сознательных усилий.
Продолжение
Развитие сознания вместе с приобретением и осмыслением жизненного опыта является задачей нас как учеников. Мы должны двигаться от изначального состояния бессознательного покоя к состоянию непрерывного действия, которое опирается и исходит из центра нашей сущности. Понятое таким образом действие является зовом к внутреннему росту, к эволюции...
Нас меняет не знание как таковое, а действия, которые мы совершаем, опираясь на наши знания. Нас меняют не наши чувства, а их адекватное проявление. В том же аспекте можно сказать, что нас обогащает не аккумулированная энергия, а энергия, которую задействовали. И не сложенные руки меняли ход истории, вели к прекращению страданий и благополучию. Все это осуществлялось и будет осуществляться лишь посредством действия.
Победить страх
В самом сердце страха — если это страх живой, а не парализующий — находится сила, которая помогает нам преодолеть его. Точно так же, как в самом сердце тьмы находится маленькая искра, которая может превратиться в свет.
Страх парализует только тогда, когда ему придается абсолютное значение. Тогда есть только страх и ничего, кроме страха. Но если страх принять как испытание, Продолжение
то у нас появится и храбрость, и для этого нужно научиться видеть опасность, реальную или воображаемую, чтобы знать, с кем или с чем мы сражаемся. Когда мы знаем, чего боимся, то можем становиться сильнее, расти, чтобы стать выше того, что нас пугает. Итак, страх — это первый из врагов на пути к мудрости. Мы уже знаем это теоретически, но нужно еще испытать это на собственном опыте. Мудрость — это не наполнение головы идеями, которые никогда не применяются (именно из-за страха или малодушия либо потребности в комфорте и удобствах, что тоже является одной из форм страха и малодушия).
Мудрость означает учиться жить, эволюционировать, идти к тому, чтобы становиться более уверенным и стойким. Очевидно, что для того, чтобы достичь Мудрости, нужно пройти много незнакомых дорог, нужно пройти через множество сложных жизненных ситуаций, которые принесут нам опыт, и — оставить свой страх позади. Считать, что нам удастся избежать этой встречи с неизвестным означает лишь откладывать то, что неизбежно должно произойти. Или, что еще хуже, жить с постоянно присутствующей тенью страха за спиной и с мыслью о том, что мы могли сделать, но не сделали. Не сделали, надеясь на внутреннего героя, который не пробудился в нас из-за посредственности и стремления к комфорту человека, так и не сумевшего преодолеть препятствия.Жизнь превращается в кладезь мудрости, если мы научимся побеждать страх, делая новые шаги. Речь идет о твоей жизни и твоих шагах. Не бойся.
Попытаемся?
Никто не умеет делать все хорошо с самого начала. Для каждого, включая великих мудрецов и Учителей, необходим период практики и обучения. Все пробуют — и мы тоже должны пробовать — применять знания, совершая собственные ошибки, присущие всем начинаниям, и одновременно продвигаясь понемногу, подобно всем, кто обучается. Это не означает повторять действия автоматически или формально. Это значит делать то, что задумано, видеть наши действия объективно, проверяя таким образом, Продолжение
совершаем ли ошибки, и постепенно шлифуя наше мастерство, если они появляются.
Но осторожно! То, что мы иногда думаем, что становимся лучше, или на самом деле становимся, еще не значит, что мы не можем вернуться назад к тем ошибкам, которые, как мы думали, уже преодолены. Но не надо пугаться: если и "возвращаемся назад", это говорит лишь о том, что мы не прошли столько ступенек, сколько думали, или что наши завоевания нуждаются в подтверждении, чтобы полностью ими овладеть. Разница между первыми ошибками и теми, что "вернулись снова", в том, что во втором случае мы уже замечаем, что происходит, а это уже многое. Этого уже достаточно, чтобы настойчиво продолжать совершенствоваться в своем деле.
Узнать причины — это первый необходимый шаг, без которого невозможно найти решение. Но для решения проблемы недостаточно одного только этого узнавания.
Это знание, не идущее дальше плана рационального, или в лучшем случае обычно переносящееся в эмоциональную сферу, остается безжизненным, если, следуя своему естественному пути, не превращается в действие. Для того чтобы карма выполнила свою миссию по формированию человека, необходим второй шаг — начать действие.
Мы оказались перед какой-то жизненной трудностью. Мы проанализировали возможные причины. Теперь надо составить план действий и начать его осуществлять. Самое важное — начать осуществлять. Не важно, что возникший план несовершенен и не решит проблем. Лучше ошибиться действуя, чем пассивно пребывать в страхе совершить ошибку. Тот, кто ошибается, но действует, упражняется в движении, преодолевает инерцию и побеждает страх. Более того, он становится более мудрым и более способным принимать все лучшие и более верные решения.
Потерялись в темноте? Зажжем свет!
То, что обычно называют "личными проблемами", составляет одну из самых больших трудностей, с которыми сталкивается ученик на своем пути... Почему возникают личные проблемы, в первую очередь эмоциональные? Из-за незнания механизмов наших собственных чувств и, следовательно, из-за невозможности разрешить существующие конфликтные ситуации...
Обычно наш подход к любой проблеме сводится к поиску быстрых и легких решений, не требующих усилий воли. Продолжение
Мы обращаемся к знакомым, просим помощи то у одних, то у других, пока ситуация не становится совсем безвыходной. Проблема неотступно преследует того, кто ищет решения вовне, и в первую очередь того, кто воспринимает ее как несправедливость жизни, подвергающей его таким несчастьям. Негативные эмоции разрастаются, мысли становятся все более запутанными, человек впадает в тоску, и проблема принимает такие размеры, что кажется неразрешимой. Остаются только боль, безнадежность, раздражительность и агрессия против окружающих, на которых перекладывается часть вины... Чтобы найти ответ, надо подняться над проблемой и своими страданиями.
Если мы знаем, что трудности коренятся на эмоциональном плане, надо работать с ментальной энергией, чтобы преодолеть негативное эмоциональное состояние. Это может показаться трудным, но все трудно делать в первый раз. Надо сделать усилие, чтобы подняться на ступень выше, подняться над облаками и обрести внутреннюю ясность. Далеко не все из нас мудры, это так, но у каждого из нас есть тот или иной собственный опыт, чтобы найти реальные решения стоящих перед нами проблем. Надо суметь найти свой подход к их решению. Какие-то варианты окажутся бесполезными, какие-то — полезными лишь отчасти, но, несомненно, будут и ценные. Пытаясь осуществить их усилием воли, не поддаваясь эмоциональной подавленности и тревоге, мы приобретаем новый опыт, который принесет пользу в будущем.
Почему мы родились в этом мире и в это время?
Почему мы родились здесь и в данный момент, а не в другой? Потому что это более правильно и необходимо для индивидуального опыта, или для того чтобы можно было помочь другим на основании опыта, который мы уже приобрели в другие времена. Наверное, мы жили уже много раз в различных ситуациях, хороших и не очень, но каждый раз было нечто, чему надо научиться и что сделать...
Продолжение
Мы родились в наиболее подходящий момент: здесь и сейчас, точно в тот момент и там, где нам подобает... Мы находимся там, куда нас направила наша бессмертная душа.
Узнать причины — это первый необходимый шаг, без которого невозможно найти решение. Но для решения проблемы недостаточно одного только этого узнавания. Это знание, не идущее дальше плана рационального, или в лучшем случае обычно переносящееся в эмоциональную сферу, остается безжизненным, если, следуя своему естественному пути, не превращается в действие. Для того чтобы карма выполнила свою миссию по формированию человека, необходим второй шаг — начать действие.
Мы оказались перед какой-то жизненной трудностью. Мы проанализировали возможные причины. Теперь надо составить план действий и начать его осуществлять. Самое важное — начать осуществлять. Не важно, что возникший план несовершенен и не решит проблем. Лучше ошибиться действуя, чем пассивно пребывать в страхе совершить ошибку. Тот, кто ошибается, но действует, упражняется в движении, преодолевает инерцию и побеждает страх. Более того, он становится более мудрым и более способным принимать все лучшие и более верные решения.
Природные катастрофы
Прошедший 1998 год был отмечен, помимо других бед, огромным количеством катастроф самого разного рода: смерчами, ураганами, циклонами, ливнями, наводнениями, извержениями вулканов...
Мысли о последствиях природных катастроф невольно наталкивают на вопрос "почему? ". Почему происходит подобное, причем происходит именно с теми, Продолжение
кому горя и так хватает, и именно там, где стихийные бедствия наносят наибольший ущерб?
Не стоит думать, что стихийные бедствия — это особый феномен и особенная реакция природы на то, что происходит именно в нашу эпоху. Они существовали всегда, хотя не все из них сохранились в памяти человечества. Самые древние природные катастрофы уже затерялись в глубинах времени, и рассказы о них превратились в мифы и легенды. Разве не были страшны и беспощадны те катастрофы, которые обрушивались на Землю в моменты смены великих циклов времени, обозначая переход из одного периода в другой? Как понимать уже почти забытые сегодня легенды, повествующие об уничтожении огнем и водой древних материков Лемурии и Атлантиды? Как объяснить внезапные оледенения, которые заставали врасплох и людей, и животных? Известны находки обледеневших останков животных, в желудках которых были обнаружены следы только что пережеванной и еще не переваренной травы. Что случилось с многочисленными видами растений и животных, внезапно исчезнувшими с лица земли? Что произошло с древними городами, от которых катастрофы не оставили и следа, не оставили даже знака, указавшего бы на их существование? Мы можем узнать об этом лишь из легенд, дошедших до нас. Нынешние стихийные бедствия воспринимаются нами как нечто уникальное и единственное в своем роде, потому что рассматриваем мы их зачастую с точки зрения присущего нам человеческого эгоцентризма. В действительности дело обстоит совсем иначе.
Причина для бездействия: неблагоприятные обстоятельства
Звучит это примерно так: когда все будет хорошо, когда все встанет на свои места (или когда я решу, что все в порядке), когда звезды будут благосклонны, когда климат будет благоприятен, когда разрешатся затянувшиеся проблемы, когда закончу дела дома, когда поменяю работу, когда закончу учебу... тогда я смогу действовать безо всякого риска.
Но очевидно, что подобное стечение обстоятельств невозможно, и едва ли все будет так, как мы хотим. ИногдаПродолжение
желаемое настолько неосуществимо, что мы прикрываемся этим, чтобы избежать действия. Для каждого действия есть свое место и время. И несмотря на то, что оно сопровождается многими обстоятельствами, действие само по себе обладает определенной независимостью. Если бы это было иначе, мы бы так никогда ничего и не сделали.
Таким образом, если придать нашим действиям должную независимость, мы сможем преодолеть сотни внешних неблагоприятных обстоятельств.
Причина для бездействия: что подумают другие?
В этом случае чаще всего говорится: "Что скажут люди? Что подумают обо мне? Не перестанут ли меня уважать и любить, смогут ли они понять, оценить и принять то, что я сделаю?" Или приводится множество других аргументов, выражающих страх потерять любовь и признание как самых близких людей, так и нашего окружения.
Люди, которые любят нас по-настоящему, несмотря на то, что им будет сложно, постараются понять нас, что бы мы ни делали. Продолжение
Особенно если мы делаем то, что считаем нужным и правильным. А тот, кто нас не любит, что бы мы ни делали, не полюбит нас. Не поможет и попытка угодить как одним, так и другим, с целью добиться привязанности. Тот, кто нам благоволит лишь потому, что мы идем у него на поводу, покинет нас при малейшем изменении своего настроения или нашего поведения.
У нас есть долги и обязанности, которые мы должны выполнять, не причиняя страдания другим холодно и безжалостно. Если мы будем делать то, что должны, то, что считаем необходимым для нашего роста, мы причиним не больше боли, чем в случае нашей инертности и апатии. Кроме того, другие люди также осуществляют свою деятельность. И если они увидят нашу решительность и ясность наших целей, это может принести им гораздо больше пользы, чем наша покорность и неуверенность.
Разве другие спрашивают у нас разрешения, чтобы действовать? Сколько людей, окружающих нас или живущих с нами на одной улице, в одном городе, спрашивают наше мнение и согласие, чтобы жить своей жизнью? Так зачем подстраиваться под эти ложные обстоятельства, стремясь получить одобрение других?
Мы говорим не о таком неограниченном эгоизме, когда каждый делает то, что ему вздумается. Мы лишь защищаем естественную свободу действия, которую имеет каждый человек, при этом не раня ни других, ни самого себя.
Разбивая границы
В нашей жизни были моменты, когда мы обращались к звездам, к бесконечной вселенной, когда любовались искрами, сияющими на небе, или отражением луны в глади озера, когда удивлялись солнечному свету, который отражался в капле утренней росы. Тогда мне не казалось легким убежать из тюрьмы времени. Сегодня с закрытыми глазами я вспоминаю твои рассказы и знаю, что мы тогда путешествовали, не зная границ, хотя вокруг нас все было ограничено и неподвижно...
Разговор дерева и фиалки
Каждое растение может рассказать нам что-то о себе, о своем существовании: от самого маленького и незаметного, скрытого среди камней или расселин, до величественного дерева с большой кроной. Надо научиться говорить с ними: дерево расскажет нам о своем чувстве долга, о радости, которую испытывает, подчиняясь смене времен года, ибо знает, что жизнь продолжается, несмотря на внешние перемены; маленькое растение может научить нас
Продолжение
постоянству и целеустремленности в исполнении своего предназначения, несмотря на место, где это происходит. Ни дерево, ни самый меленький куст не отрываются от земли и не перестают тянуться к небу.
Разговор между горой и камнем
Я не хочу расписывать вам грандиозность гор, унылых и мрачных, пугающих своей высотой, волнующих нас своими лесами, в которых можно потеряться...
Они говорят на своем языке, языке стабильности и постоянства, умения быть и существовать. Но с другой стороны, есть и маленький камушек, тот, что бросается нам в глаза на берегу моря, излучающий влажное тепло и блеск, что дарит ему солнце. Продолжение
Мы подбираем и храним его, уверенные, что приобрели переливающуюся всеми цветами драгоценность, храним до того момента, когда, найдя его однажды вечером в какой-нибудь забытой сумке, видим только тусклый, ничем не примечательный камень. Не бросайте его, так как он нас многому может научить! Привезите его снова на море, положите под солнечные лучи, и чудо его прелести возвратится к нему вновь. А разве мы не могли бы делать то же, что и камень? Разве не могли бы возобновлять нашу красоту, нашу этику и эстетику, вступая в контакт с той частью нашего существа, которая может принести свет вместо того, чтобы изнемогать в тени невежества?
Секрет энергии
Тяжелое искусство быть самим собой требует способности постоянно возобновлять свои силы. Все мы имеем какое-то количество энергии, которое, если использовать его сразу, исчезает, а в нас остается ощущение пустоты и смятения. Энергия, как все силы Вселенной тратится и возобновляется внутри собственного цикла. Энергия, которая используется осознанно, автоматически порождает новые источники энергии, которые позволяют нам продолжать наши дела завтра и послезавтра, становясь при этом все сильнее и сильнее.
Слабые и сильные
Лишь слабые делают упор на отличия, посредством которых стараются сделать себя сильнее, ибо не знают другого способа утвердиться...
Сильный человек, обладающий прочными убеждениями, скромно идет по Пути, не теряет уверенности, сближаясь с другими людьми и делясь с ними, ибо знает, что каждый может что-то дать и что-то получить.
Страх перед неудачей удаляет от победы
Страх перед неудачей говорит о неспособности к действию. Перед началом какого-либо действия наши мысли и эмоции пугают нас возможностью неудачи. Чтобы не идти на такой риск, в данном случае риск неудачи, мы выбираем еще больший риск — риск полного провала, поскольку тот, кто ничего не делает, ничего и не добьется.
Что такое неудача? Продолжение
Иногда это ошибка, но так как все мы участвуем в неизбежной эволюции жизни, то нет непоправимых неудач и безнадежных падений. Все ошибки можно исправить: в первую очередь, те, которые не воспринимаются с тоской и унынием, а также те, которые вовремя были замечены. Понятно, что без способности рисковать, не будет ни уравновешенности, ни спокойствия, дающего возможность осознать и принять свои ошибки. Действовать — значит рисковать: результаты могут быть хорошими и не очень, но, в случае неудачи, можно попытаться исправить ошибки. Быть учеником — значит, совершив ошибку, суметь услышать хороший совет и применить его. Если ничем не рисковать, то не будет никаких результатов: ни хороших, ни плохих.
Если мы не попробовали что-либо сделать или остановились после первого же ошибочного шага, то у нас останется лишь горький привкус страха перед неудачей. Действие уводит нас от неудач.
Тайна малых вещей
Можешь ли ты вообразить хорошего оратора, который пропускает большую часть аргументов и слов, желая пораньше закончить изложение своих идей? Разве не лучше тот, кто умеет говорить медленно и с удовольствием, излагая нам одну мысль за другой, приводя все к красивому и логичному завершению?
Можем ли мы говорить, что слова, составляющие ораторское выступление, являются рутинными и скучными? Продолжение
Уделяй внимание малым вещам; они имеют свой собственный язык, свой способ выражаться. За всем малым, в каждой малой работе таится великая надежда. Будь внимателен к деталям. Не пренебрегай ими, какими бы незначительными они ни казались и независимо от того, насколько другие ими пренебрегают и недооценивают. Уважай их и уважай самого себя — уважай то, что видишь, и то, что должен делать, уважай малые, скрытые в закоулках времени и пространства вещи, ибо они являются невидимой опорой великого.
Усилия и энергия
Все мы обладаем определенным количеством энергии. Гораздо большим, чем мы можем предположить. Запасы этой энергии кажутся маленькими и ограниченными лишь потому, что мы ими не пользуемся. Она существует на всех планах: от физического до волевого. Физические усилия легко представить, труднее их совершить. По крайней мере, мы понимаем, о каком виде энергии идет речь. С другой стороны, не так просто распознать усилия и энергию на психологическом, ментальном, моральном и духовном планах.Продолжение
На более тонких планах усилие связано с хорошим настроением, бодростью и воодушевлением. С точки зрения психологии, именно энергия позволяет нам сохранять спокойное, стабильное и радостное состояние души и не попадать под власть негативных эмоций. Чтобы достичь такого особенного состояния, необходимо — и это того стоит — совершить усилие, затратить много сил и энергии.
На ментальном плане энергия требуется для того, чтобы делать появляющиеся у нас идеи ясными и понятыми, вместо того чтобы бродить в тумане, где нет ни четких очертаний, ни ориентиров. Эта энергия необходима, чтобы упорядочить и привести к гармонии все наши идеи в одном великолепном здании мысли. Необходимо приложить усилие, чтобы превратить ментал в хорошо организованный мир форм. И не надо сомневаться в том, что это стоит делать.
Чтобы действие нас освобождало
Вместо того, чтобы искать освобождение в действии, обычно ищется освобождение от действий. Но так как это невозможно, само действие начинает восприниматься как жертва в самом худшем значении этого слова. Напротив, если мы каждую работу превращаем в "священнодействие", в священное делание, в постоянное подношение Богу и нашей собственной человеческой природе, то эта работа становится началом освобождения. Лучшая работа не та, которая использует энергию и усилия других, а та, которая вводит в действие собственную энергию и собственные усилия. И поэтому такое действие превращается в Служение, а тот, кто выполняет это действие — в Ученика.