Основной теолого-символический элемент, который мы рассматриваем, говоря об этой цивилизации, — это миф о Сотворении мира. Хотя он известен благодаря переводу глиняных табличек VII века до н.э., те же таблички указывают, что он происходит из источника гораздо более древнего.
Изначально существовали два полярных принципа: Апсу (пресная вода, источник, начало рек) и Тиамат (соленая вода, элемент женский и хаотический). Вавилоняне, как и их предшественники шумеры, считали пресную воду мужским принципом, который выше хаоса моря и соленых вод. Изначальный океан, согласно их учению, символизирует не морская вода, а плодоносная пресная вода рек.
Эти два принципа породили Перворожденных Лахму и Лахаму — вновь мужское и женское начало.
От двух Перворожденных тотчас произошли божества Аншар (мужской, небесный принцип) и Кишар (женский, земной принцип). Необходимо подчеркнуть, что в именах всех божеств слог Ан- относится к мужским божествам и принципу духа, а слог Ки-, в противоположность ему, указывает на женское божество и принцип материи.
Аншар и Кишар порождают всех великих богов: Ану, Бела, Эа, Мардука, Ануннаков, рать защитников, которые правят всем миром. Эти божества делятся на Игигов — тех, кто живут на небе, и Ануннаков — живущих на земле и в подземном мире.
Но когда возникли все боги, Апсу начинает испытывать досаду и вместе с Тиамат задумывает уничтожить свое потомство. Умный бог Эа, обладающий даром ясновидения, пытается предотвратить эту трагедию и посылает против чудовища Тиамат самых отважных богов. Наконец, он обращается к Мардуку, главным образом вавилонскому божеству. Мардук, вооруженный магическим оружием и сеющий вокруг себя страх, побеждает Тиамат и, благодаря своему подвигу, занимает самое почетное место среди богов. Из тела Тиамат, разделенного на части, Мардук создает небесный свод для богов и землю для людей. Из собственной крови, глины и тростника он делает первого человека; затем постепенно появляются и остальные элементы творения: реки, растения, животные...
В целом боги ранних периодов существования Вавилонии являлись воплощением некоторых сил природы и не имели определенного пола как, например, Энлиль — бог Отец-Мать, который порождает жизнь без чьего-либо участия.
Затем постепенно боги стали ассоциироваться со звездами и животными, живыми символами космических сил и наконец приняли человеческий облик, когда на земле царь-жрец стал проводником божественной энергии среди людей. В это время боги как прототипы высшего, лучшего, идеального человека изображались с длинными волосами, с бородой; их украшали перья и рога, которые потом превратились в тиары или тюрбаны; туники, оружие и украшения стали их атрибутами.
Боги бессмертны, они живут в другом измерении, но присутствуют и в нашем мире. Упадок изначальных Мистерий (процесс этот происходил во всех цивилизациях) привел к тому, что прежние ясные, точные представления об этих божествах постепенно изменились — теперь они подвержены страстям и страданиям, так же как и люди. Они живут в небесных дворцах в окружении божественной свиты.
Когда возникает необходимость обсудить вопросы, затрагивающие общие или общемировые интересы, эти божества встречаются на горе Упшукина, особенно по случаю основных годовых праздников, на которых они определяют судьбы людей, городов и миров.
Может быть сведен к двум божественным триадам:
1)
Великие Боги Ану, Бел, Эа (небо, земля и вода);
2)
Звездные Боги Син, Шамаш и Иштар (Луна, Солнце и Венера).
Великие Боги
Ану Его имя означает «небо», и, соответственно, он живет на самом высоком небе. Он Отец, покровитель и советник всех остальных богов, нечто вроде мудрого старца, который все знает и всем управляет.
Обычно его изображают с символами царской власти — со скипетром, с диадемой или короной на голове, с жезлом властителя в руках. Он носит тиару с рогами — символом величайшего могущества. В связи с этим можно напомнить о том большом значении, которое в шумерском, вавилонском, ассирийском символизме имеет Бык — как символ плодородия и мощи, соединяющий в себе небесное происхождение и земную силу.
Так как Ану — бог неба, звезды — это «воинство Ану». Он также правит Ануннаками — своими воинами, защищающими и совершающими благодеяния, которые поднимают людей к небу Ану.
Бел В Шумере, в городе Ниппуре, это божество называли Энлилем. Он был Владыкой воздуха и правителем ураганов. Его особое оружие носило название Амару, что в переводе означает «потоп». Женской противоположностью Энлиля была Нинлиль. Но этот бог воздуха, воды и ветров, сметающих все на своем пути, утратил часть своих атрибутов, когда вавилоняне трансформировали его в Бела — владыку, взявшего на себя заботу обо всех областях земли.
Однако, как говорят мифы, однажды он хотел наказать человечество Великим потопом, но бог Эа отговорил его. В то же время Бел — великий защитник рода человеческого и, в этой своей ипостаси, освободил человечество от чудовищного дракона, который грозил уничтожить всех людей.
Бел живет на Восточной Горе и оттуда правит судьбами смертных. Все земные цари его представители.
По вавилонской версии мифа, его женской противоположностью является Нинхурсаг, или Белей, Владычица Горы. Она вскормила всех, кто потом стали царями людей.
Эа Шумеры называли его Энки, Владыкой всей Земли, в том числе и вод. У вавилонян он также потерял часть своих атрибутов, и Эа стал «Домом Воды», но Воды пресной, или Апсу.
Это божество символизирует высшую мудрость. Эа помогает всем богам и дает им советы на их встречах. Он также покровительствует практической магии, и, как правило, он дает оракулы.
Кроткая мудрость Эа часто заставляет его приходить на помощь тем, кто страдает. Люди тоже находят великого союзника в его лице, ведь это он помог им избежать гибели во время Великого потопа.
Эа — покровитель всех работников и мастеров, особенно ювелиров и плотников. Поэтому его также называют богом-гончаром и почитают как создателя человека.
Обычно бог Эа жил в городе Эреду. Его женской противоположностью является Нинки, Дамкина или Дамгальнуна.
Завершая рассказ о триаде великих богов, упомянем также других. Мардук - это старший сын Эа; его почитали в основном в Вавилоне, где по своему значению он превзошел даже богов Великой Триады. Ему начали поклоняться в ранний период существования Вавилонии как аграрному божеству, и одним из основных символов Мардука была мотыга. Но его авторитет очень сильно вырос, когда, согласно мифу о Сотворении, он осмелился сразиться с Тиамат и убил чудовище. В этом мифе он назван Белом-Мардуком, или Владыкой Мардуком.
Совершив этот подвиг, он стал верховным богом, и все божества признали за ним эту власть, даровали ее Мардуку вместе со всеми титулами и атрибутами. Он «Владыка жизни» — тот, кто все учреждает и всем управляет. Он также верховный владыка Ануннаков. В его власти находятся таблицы Судеб, по которым он определяет будущее смертных.
Мардук вернул Луне ее изначальное сияние, которое погасили злые духи, — это еще один из совершенных им подвигов.
В Вавилоне устраивались торжественные процессии в честь Мардука. Из храма Эсагилы процессия направлялась к святилищу, находившему¬ся вне города. Участвовавшие в шествии люди молились, пели; исполня¬лись магические церемонии, обряды очищения и жертвоприношения.
Когда Вавилон утратил свое господство, поднялась Ниневия, поклонявшаяся ассирийскому богу
Ашшуру, который сначала отождествлялся с древним вавилонским богом Аншаром.
Имя Ашшур означает «бог, который делает добро», хотя его представляют как воинственное божество, покровительствующее воинам.
Он изображается как крылатый солнечный диск, едущий на быке или свободно парящий в воздухе.
Также он принял на себя функции бога плодородия, и в этой ипостаси символом его являлась коза, окруженная ветвями.
Супругой Ашшура была Иштар.
Звездные Боги
Син Это бог Луны, который в шумерском городе Уре получил имя Нанна, «светящийся».
Его изображали в образе старца с длинной голубой бородой, который пересекает ночное небо на своей светящейся ладье.
Армия злых духов с помощью Шамаша (Солнца), Иштар (Венеры) и Хадады (молнии) пыталась его затмить, чтобы ночью свет Сина не мешал им осуществлять их вероломные замыслы. Но за Сина заступился Мардук, которому удалось сорвать заговор и сохранить серебристый свет этого бога.
Будучи очень старым, Син стал прототипом бога-мудреца, и по этой же причине ему приписывали функции управления временем.
По некоторым версиям, Шамаш и Иштар — его дети, даже Нуску (огонь) также является его сыном. Супруга его — Нингаль, «великая госпожа».
Шамаш Это Солнце, поднимающееся из-за Восточной горы, которую бдительно стерегут скорпионы; оттуда Шамаш начинает свое ежедневное путешествие в колеснице, которой правит его возничий. Это путешествие не прекращается и ночью, так как к утру следующего дня солнце должно достичь Восточной горы.
Его отличительное качество — мужество, которое на физическом плане превращается в отвагу, необходимую, чтобы прогнать мрак и зимний холод. Его солярная природа придает ему качества бога справедливости, и в этой ипостаси он предстает как судья, сидящий на троне, его атрибуты — жезл и перстень.
Подобно древнегреческому Аполлону, он также является богом предсказаний и солярных оракулов. Его супруга — Айя.
Иштар Как персонификация Венеры она богиня утра и сумерек. Ее характеристики определены не полностью, так как в разные периоды и в разных областях ее почитали по-разному — как андрогинное божество в Шуше, как женское божество в Ассиро-Вавилонии, арабы почитали Иштар как мужское божество.
Однако ее основные характеристики мы можем попытаться обозначить: если речь идет об Иштар как о дочери Сина, бога Луны, то она — богиня-воительница; если об Иштар — дочери старого бога Ану, то она превращается в богиню любви. Как воительница Иштар является супругой Ашшура, ее обычно изображали с луком в руках, стоящей в колеснице, запряженной семью львами.
Она также сестра Эрешкигаль, богини Подземного мира.
В Уруке ее почитали в основном как богиню любви, хотя она никогда не теряла своего сильного, волевого характера. По правде говоря, любовь Иштар принесла больше вреда, чем добра, по крайней мере, смертным. Она была причиной смерти Таммуза, которого потом долго оплакивала и попыталась вызволить из Подземного мира, хотя не смогла исправить зла, ему причиненного.
Следует отметить интересную связь, которая позднее проявится в Греции через Афродиту и Ареса, в Риме через Венеру и Марса, — мы имеем в виду тесную связь между любовью и смертью, которую олицетворяет Иштар.
Много позднее у финикийцев Иштар станет Астартой.
Из других звездных божеств упомянем
Нинурту, или Нингирсу (в Лагаше), которого отождествляют с созвездием Ориона.
В сущности, Нинурта был благодетельным богом и управлял паводком на реках. Со временем он превратился в бога-охотника и воина, чьим атрибутом был жезл с двумя змеями в форме буквы S с каждой стороны. Также его символом являлся орел с расправленными крыльями. Камни, посвященные ему, — лазурит и аметист.
Его супруга — Бау.