Содержание программы элективного курса «Человек без границ»

Раздел 1. Этические концепции Востока и Запада

Тема 1.1. Представление об устройстве человека и Вселенной в древних традициях
  • Представление о различных воззрениях на человека и устройство Вселенной в древних традициях
  • Сравнение моделей устройства человека в древнеиндийской философии и философии Платона


  • Тема 1.2. Мудрость Древней Индии
  • «Бхагавадгита» как квинтэссенция философской мысли Древней Индии
  • Символический язык эпоса на примере героев и образов «Бхагавадгиты»
  • Проблема жизненного выбора человека в трактовке «Бхагавадгиты»
  • Представление о Дхарме и Карме — великих принципах, управляющих Вселенной и человеком
  • Древнеиндийские представления о жизни и смерти


  • Тема 1.3. Жизнь Будды. Философия и этика буддизма
  • Жизнь Гаутамы Будды
  • Основы буддийской этики (Четыре Благородные истины, Благородный Восьмеричный путь и т.д.) на примере текста «Дхаммапады», Бенаресской и Последней проповедей Будды
  • Основные этические идеи о причинах человеческого страдания и возможности его прекращения
  • Символический смысл буддийских писаний и притч


  • Тема 1.4. Этические и философские идеи Конфуция
  • Жизнь Конфуция и его философские и этические идеи в тесте «Лунь Юй»
  • Конфуцианская этика. Представление о «благородном муже», поиск смысла жизни и предназначение человека в конфуцианской философии
  • Представление о справедливом государстве и роли человека в государстве


  • Тема 1.5. Учения Древнего Египта о человеке и Вселенной
  • Введение в историю, культуру и философии Древнего Египта на примере священных текстов (Египетская «Книга мертвых» и «Поучений» египетских мудрецов
  • Представление о фараоне, о законе справедливости, лежащем в основе устройства государства и нравственности человека
  • Древнеегипетские представления о жизни и смерти


  • Тема 1.6. Личность и этические идеи Сократа
  • Жизнь и личность Сократа. «Апология» Сократа у Платона
  • Сократовский диалог как метод поиска истины
  • Практическая этика Сократа


  • Тема 1.7. Древний Рим. Философия стоиков
  • Жизнь и основные философские и этические идеи римских стоиков (Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет) на основе фрагментов их произведений
  • Философия стоицизма о смысле жизни и предназначении человека
  • Философия стоицизма как практика, позволяющая человеку сохранять свое достоинство в трудных условиях
  • Свобода внешняя и свобода внутренняя. Концепция свободного человека
  • Стоицизм о пути достижения внутреннего равновесия. «Внутренняя цитадель»


  • Тема 1.8. Основные элементы философии Платона
  • Знакомство с основными философскими идеями Платона на фрагментах текстов его диалогов («Пир». «Федр», «Федон», «Государство»)
  • Учение Платона об Идеях. Идея блага и Идея Прекрасного
  • Аллегории души человека в диалогах «Федр» и «Федон»
  • Миф о пещере (7-я книга «Государства») как аллегория философского пути человека


  • Тема 1.9. Жизнь и учение Плотина
  • Жизнь Плотина и некоторые идеи его философии на основе фрагментов «Эннеад»
  • Неоплатоническая школа философии и ее основные представители
  • Устройство Вселенной и этапы ее развития в неоплатонической философии
  • Любовь Небесная (Афродита Урания) и Любовь Земная (Афродита Пандемос), их роль в духовной эволюции человека
  • Путь мистический и путь философский


  • Раздел 2. Философия общественных отношений

    Тема 2.1. Роль концепции идеального государства у Платона
  • Роль идей о государственном устройстве вообще и об устройстве идеального государства в частности в философии Платона
  • Структура государства и устройство человека
  • Формы государственного устройства. Эволюция государства от аристократии к тирании


  • Тема 2.2. Модели устройства современного общества
  • Основные концепции общественного устройства
  • Особенности и проблемы современных общественных систем
  • Эволюция общественных систем


  • Раздел 3. Философия истории

    Тема 3.1. Основы философии истории
  • Философская концепция времени. Время в традиционном представлении. Представление о сакральном времени
  • Основные модели философии истории. Линейная и циклическая модели истории
  • Мифы как модели истории. Архетипы истории
  • Циклическая модель истории в философии Древней Индии и Платона. Великие временные циклы, представление об эрах и др.
  • Циклы истории и понятие точки поворота. Синергетический подход к истории
  • Роль личности в истории


  • Тема 3.2. Эпоха Возрождения — пример переходного периода исторических циклов
  • Основные идеи мировоззрения и культуры эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения как точка поворота между Средневековьем и Новым временем
  • Великие люди и великие открытия эпохи Возрождения
  • Философские поиски эпохи Возрождения
  • Наука эпохи Возрождения


  • Раздел 4. Философские школы в древности

    Тема 4.1. История возникновения и роль философских школ
  • История возникновения философских школ
  • Роль философских школ в древних обществах


  • Тема 4.2. Философские школы античности (Пифагорейская школа, Академия Платона, Ликей Аристотеля, стоики, эпикурейцы и др.)

    Тема 4.3. Понятие Учитель и ученик в школах тибетского буддизма


    Тематический план элективного курса




    Реклама
    __________
    Цветочные композиции в корзинах барнаул: купить корзины http://dostavka-byketov.ru/. . Все подробности юридическая консультация москва свао на сайте.
    ___


    Наш телефон:
    8 495 973-11-63

    Написать письмо



    Яндекс.Метрика
     

    © 1986–2022
    «Новый Акрополь»


    Политика конфиденциальности

     

     

    обновлено1674916686