Содержание программы элективного курса «Человек без границ»
Раздел 1. Этические концепции Востока и Запада
Тема 1.1. Представление об устройстве человека и Вселенной в древних традицияхПредставление о различных воззрениях на человека и устройство Вселенной в древних традицияхСравнение моделей устройства человека в древнеиндийской философии и философии ПлатонаТема 1.2. Мудрость Древней Индии«Бхагавадгита» как квинтэссенция философской мысли Древней ИндииСимволический язык эпоса на примере героев и образов «Бхагавадгиты»Проблема жизненного выбора человека в трактовке «Бхагавадгиты»Представление о Дхарме и Карме — великих принципах, управляющих Вселенной и человекомДревнеиндийские представления о жизни и смертиТема 1.3. Жизнь Будды. Философия и этика буддизмаЖизнь Гаутамы БуддыОсновы буддийской этики (Четыре Благородные истины, Благородный Восьмеричный путь и т.д.) на примере текста «Дхаммапады», Бенаресской и Последней проповедей БуддыОсновные этические идеи о причинах человеческого страдания и возможности его прекращенияСимволический смысл буддийских писаний и притчТема 1.4. Этические и философские идеи КонфуцияЖизнь Конфуция и его философские и этические идеи в тесте «Лунь Юй»Конфуцианская этика. Представление о «благородном муже», поиск смысла жизни и предназначение человека в конфуцианской философииПредставление о справедливом государстве и роли человека в государствеТема 1.5. Учения Древнего Египта о человеке и ВселеннойВведение в историю, культуру и философии Древнего Египта на примере священных текстов (Египетская «Книга мертвых» и «Поучений» египетских мудрецовПредставление о фараоне, о законе справедливости, лежащем в основе устройства государства и нравственности человекаДревнеегипетские представления о жизни и смертиТема 1.6. Личность и этические идеи СократаЖизнь и личность Сократа. «Апология» Сократа у ПлатонаСократовский диалог как метод поиска истиныПрактическая этика СократаТема 1.7. Древний Рим. Философия стоиковЖизнь и основные философские и этические идеи римских стоиков (Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет) на основе фрагментов их произведенийФилософия стоицизма о смысле жизни и предназначении человекаФилософия стоицизма как практика, позволяющая человеку сохранять свое достоинство в трудных условияхСвобода внешняя и свобода внутренняя. Концепция свободного человекаСтоицизм о пути достижения внутреннего равновесия. «Внутренняя цитадель»Тема 1.8. Основные элементы философии ПлатонаЗнакомство с основными философскими идеями Платона на фрагментах текстов его диалогов («Пир». «Федр», «Федон», «Государство»)Учение Платона об Идеях. Идея блага и Идея ПрекрасногоАллегории души человека в диалогах «Федр» и «Федон»Миф о пещере (7-я книга «Государства») как аллегория философского пути человекаТема 1.9. Жизнь и учение ПлотинаЖизнь Плотина и некоторые идеи его философии на основе фрагментов «Эннеад»Неоплатоническая школа философии и ее основные представителиУстройство Вселенной и этапы ее развития в неоплатонической философииЛюбовь Небесная (Афродита Урания) и Любовь Земная (Афродита Пандемос), их роль в духовной эволюции человекаПуть мистический и путь философскийРаздел 2. Философия общественных отношений
Тема 2.1. Роль концепции идеального государства у ПлатонаРоль идей о государственном устройстве вообще и об устройстве идеального государства в частности в философии ПлатонаСтруктура государства и устройство человекаФормы государственного устройства. Эволюция государства от аристократии к тиранииТема 2.2. Модели устройства современного обществаОсновные концепции общественного устройстваОсобенности и проблемы современных общественных системЭволюция общественных системРаздел 3. Философия истории
Тема 3.1. Основы философии историиФилософская концепция времени. Время в традиционном представлении. Представление о сакральном времениОсновные модели философии истории. Линейная и циклическая модели историиМифы как модели истории. Архетипы историиЦиклическая модель истории в философии Древней Индии и Платона. Великие временные циклы, представление об эрах и др.Циклы истории и понятие точки поворота. Синергетический подход к историиРоль личности в историиТема 3.2. Эпоха Возрождения — пример переходного периода исторических цикловОсновные идеи мировоззрения и культуры эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения как точка поворота между Средневековьем и Новым временемВеликие люди и великие открытия эпохи ВозрожденияФилософские поиски эпохи ВозрожденияНаука эпохи ВозрожденияРаздел 4. Философские школы в древности
Тема 4.1. История возникновения и роль философских школИстория возникновения философских школРоль философских школ в древних обществахТема 4.2. Философские школы античности (Пифагорейская школа, Академия Платона, Ликей Аристотеля, стоики, эпикурейцы и др.)Тема 4.3. Понятие Учитель и ученик в школах тибетского буддизма Тематический план элективного курса