Новости


«Новый Акрополь» в Санкт-Петербурге

Дата: 26.02.2007
Вчера состоялась встреча с автором книги "Мусей в культурном наследии античности" кандидатом культурологии Валерием Павловичем Поршневым

Принято считать, что история музеев начинается примерно в 15-ом столетии. Однако, оказывается, что музеи (правильнее сказать "мусеи" - храмы муз) гораздо древнее, ибо без них не мыслили себя ведущие философские школы древности: пифагорейская, Академия Платона, неоплатоники, возрожденная платоновская академия во Флоренции. И идея мусея проста: любой философ, любой ученый является одновременно и жрецом, ибо посвящает свою деятельность одной из девяти муз. Старается не просто творить, а действовать в со-творчестве с музами, которым покровительствуют Аполлон и Серапис. Таким образом, он не просто действует, а священнодействует, а музей (мусей) является не просто научной лабораторией, а еще и сакральным центром. Такой подход, к сожалению, не пережил эпохи Просвещения, начиная с которой наука и религия пошли окончательно различными путями. Но именно такой подход дал выдающиеся философские, научные, культурные центры мирового значения.

Подробнее с научными исследованиями в этой области можно познакомиться в книге Валерия Павловича Поршнева "Мусей в культурном наследии античности", которую можно приобрести в Культурном центре "Новый Акрополь".




Некоторые цитаты из книги:

«Раскрыв феномен древнего Мусея мы не только сможем лучше понять античность, но и найти один из возможных вариантов будущего развития нашей собственной культуры».

«…удивительное многообразие функций, закрепившихся за Мусеями ко времени эллинизма. Это многообразие упорядочивала и синхронизировала главная направляющая идея, составляющая самую суть мусической религии: идея сохранения и приумножения гармонии Космоса посредством служения богиням, олицетворяющим эту гармонию, творящим космические ритмы, по которым живет Вселенная».

«Музы у пифагорейцев занимают чуть ли не высшие места в Космосе, так как каждая из них управляет одной из небесных сфер, каковых вместе со сферами семи планет, сферой неподвижных звезд и сферой мифической пифагорейской Противоземли, получается ровно девять. <…> Зримый символ Муз на небе, их «лира»- созвездие Плеяд, возможный объект молитвенного созерцания. Во власти Муз – согласие, гармония и ритм всего сущего».

«Платон, вслед за пифагорейцами, утверждает высочайший статус Муз как богинь-хранительниц мировой гармонии; при этом они не абстрактнее символы гармонии, а реальные живые существа, обитающие в высших космических сферах. Душа, попадая после смерти тела в запредельные сферы, именно через общение с Музами получает наилучшую инкарнацию. Ныне живущим Музы посылают божественную одержимость, подвигающую на творчество».

«Особенность и уникальность Александрийского Мусея в его универсальности: он вобрал все сложившиеся к этому времени «мусейные» традиции и развивал их последующие восемь веков. Прежде всего – Ликея, затем Академии, но также и беотийской долины Муз. <…> Музей стал осуществлением идеи Птолемея I о союзе служителей Муз. Они же принесут на Восток эллинскую культуру, просвещая варварские народы.
<…> При Музее постоянно проживало около 50 ученых. Сфера деятельности ученых была столь широка, что трудно выделить четко подразделения Мусея. Библиотека вдохновляла на новое сочинительство. Из Мусея отправлялись настоящие экспедиции – к порогам Нила, в Эфиопию, в Индию».

«Во Флоренции Плифон выступал с лекциями, рассказывая о безмятежной жизни философов в древних Афинах. Спустя двадцать лет итальянцы осуществили план возрождения платоновской Академии со всеми ее атрибутами, включая Мусей, то есть, в исконном значении – святилище Муз. Возрождение свершилось в 1459 году…»

«В дальнейшем античный Мусей сохранил для европейской культуры значение идеала гармонического синтеза научной и художественной сфер деятельности, к которому стремились. Феномен европейской Кунсткамеры, особенно – Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, где под одной крышей сосуществовали службы академии, наук, университет, библиотека, природные раритеты, произведения искусства, лаборатории, анатомический театр, - новая попытка осуществления такого синтеза».

«Четыре взаимосвязанные функции Мусеев определяли всю их специфику: возбуждение творческой активности в момент нахождения в святом месте, где для этого создавалась особая эстетическая среда и регулировались правила пребывания и общении; организация творческих соревнований для проявления этой активности; сохранение исторической памяти, что приводило к созданию монументов, надписей, текстов, коллекций различных предметов, собираемых целенаправленно или стихийно; передача накопленного опыта новым поколениям через все известные формы обучения (как мусическим искусствам, так и наукам)».









Реклама
__________
___


Наш телефон:
8 495 973-11-63

Написать письмо



Яндекс.Метрика
 

© 1986–2024
«Новый Акрополь»


Политика конфиденциальности