«Золотые зерна» на этот раз заслужили очерки Оксаны Гришиной «Логика судьбы Бориса Раушенбаха» и Татьяны Чамовой «Рыцарь российской Мельпомены» об учреждении первого в России театра в Петербурге и первом его артисте Федоре Волкове (августовский номер журнала). Вот как в «Итогах конкурса» прокомментировала член жюри профессор, зав. кафедрой периодической печати Московского государственного университета печати Михаил Ненашев:
Журнал «Человек без границ» в великолепном очерке Оксаны Гришиной «Логика судьбы Бориса Раушенбаха» затрагивает фундаментальные понятия о взаимосвязях всего сущего на земле. Всей своей жизнью - заключает Оксана Гришина - этот крупный ученый-энциклопедист не просто доказывал «теорему единства мира», он призывал его увидеть и понять «в гармоничном созвучии разных смыслов, целей, задач». Он занимался искусствоведением, он изучил и сумел описать работу мозга, видел и оценил взаимодействие механизмов зрения и психологии восприятия. Его «всерьез интересовала религия», и он считал, что она отвечает на вопросы, на которые не может ответить наука. В философской статье «О логике триединства» Раушенбах доказывал с позиции математической логики непротиворечивость догмата о триединстве. Его ощущение единства, подчеркивает автор очерка, касалось не только Троицы, а всего Мира в целом, уповая на взаимопонимание - этого сокровища, так необходимого нам всем. Добавим - особенно сегодня! Он утверждал приоритет культуры как «единственно способной противостоять разрушителям и объединить человечество», доказывал в своих работах искусственность противопоставления науки и религии. «Зов неизведанного, знакомый мечтателям всех веков, звучал в душе Бориса Викторовича всегда и выводил в поисках ответа на возникший вопрос за пределы привычных, хорошо изученных им областей». Не эта ли дерзновенность в науке и в жизни привела Раушенбаха за колючую проволоку, где довелось ему пробыть долгие годы, так и не приучив к осторожности в проявлении своих убеждений в словах и поступках, к желанию идти на компромиссы. «В пересыльном пункте и в лагере на нарах, на обрывках бумаги Раушенбах продолжал расчеты, которыми занимался накануне ареста в своем Ракетном НИИ». Космос был его давней, непреходящей мечтой, многие его работы использовались в подготовке полета Гагарина. «Без романтики вряд ли что имеет для меня смысл», - приводит журнал признание Раушенбаха.
«Человек без границ» помещает очерк Татьяны Чамовой «Рыцарь российской Мельпомены» про жизнь и судьбу другого духовного лидера Федора Волкова: 250 лет назад указом Елизаветы был учрежден в Петербурге русский профессиональный театр и Федор Волков стал «в оном Первым актером». Его игра на сцене была основана на чувстве, а не на эффекте, он стал «первым в России, кто примером своим раскрыл значение личности актера, его духовных качеств, постоянной работы над собой, самоотдачи и служения. Его можно с полным правом назвать основателем российской актерской школы», говорится в материале Татьяны Чамовой. Даже тяжеловесным пьесам он сумел придавать естественность и человечность, выделяя в них суть - гражданственность, верность и любовь к Отечеству. Волков был убежден, что театр должен быть публичным и общенародным, к нему должны быть привлечены все живые, все просвещенные силы страны. Всегда ли следуют завету великого артиста наши нынешние слуги Мельпомены - судить зрителю.
Оригинал по адресу: http://www.witrina.ru/witrina/lotus/index.php