Архетип Правителя — это идея великого отца и благодетеля, того, кто проводит высшие законы на земле. Это связующее звено между небом и землей. Он — олицетворение справедливости, порядка и мудрости. Поэтому правитель — это еще и наставник. Одним из примеров такого правителя в истории был Марк Аврелий — один из самых ярких правителей в истории Древнего Рима. О его великодушии, благородстве и скромности слагали легенды. Он был великим государственным деятелем, полководцем, но сам называл себя «философом на троне» и всю жизнь оставался верен учению стоиков, которые понятие счастья (ключевое понятие любой философии) связывали с осознанием собственного долга и добродетелями. А чтобы жить добродетельно, нужно слушать и не заглушать голос совести: «не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни».


Марк Аврелий стремится создать царство философов, идеальное государство, о котором мечтал Платон. Ведь Платон говорил, что государство будет процветать, когда править будут философы, а правители будут заниматься философией. Возможно, в Римской империи в то время не было другого такого человека, который мог примером собственной чистоты и добродетели противостоять хаосу и ржавчине, разрушавшим человеческие нравы. «Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, — читаем у одного из римских историков. — Он делал дурных людей хорошими, а хороших — превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых».

Фильм и судьба императора-философа вызвали живой отклик у всех, кто пришел на киноклуб. Многих поразила реакция Марк Аврелия на известие о мятеже. Полководец Авидий Кассий, умный, образованный человек, когда-то любивший Марка Аврелия, поднимает восстание в Сирии. Он обвиняет правителя Рима в том, что тот «занимается исследованиями об элементах, о душах, о том, что честно и справедливо, и не думает о государстве». Но Марк Аврелий ничего не предпринимает, хотя как император мог бы отдать приказ о беспощадной расправе над мятежниками. «Если ему суждено стать императором, то мы не сможем убить его. Если же не суждено, то без жестокости с нашей стороны, он сам попадет в сети, расставленные ему судьбой. Не так плохо мы почитали Богов и не так плохо жили, чтобы он мог победить». Впоследствии, получив захваченные письма, адресованные Кассием к заговорщикам, не читая их, он приказывает сжечь, чтобы «не узнать имен своих врагов и не возненавидеть их непроизвольно». Император дает полную амнистию сторонникам мятежа.


С уходом Марка Аврелия закончилось felice tempore — «золотой век» Древнего Рима. После отца-философа на престол взошел сын-гладиатор. То было начало гибели старой цивилизации, которая, казалось, еще имела столько жизненных сил. Господство философии уступило место господству разнузданного насилия.
Презрение к духовным ценностям и падение нравов привели к крушению великой империи. Орды варваров и время поглотили все, чем жила она когда-то, оставив нам лишь скорбные руины былого величия и славы. Но есть то, над чем время не властно. Это не слава, не богатство, но качества души. История сохранила память об этой счастливой эпохе, когда человеческие дела вершил лучший и мудрейший человек времени...