Образование в России – один из острых вопросов современности. Как и где учить детей, а главное – чему? Общий уровень качества знаний значительно снизился за последние годы, родители и учителя все чаще сталкиваются с отсутствием мотивации к учебе у детей и подростков, жалуются на их гиперактивность, неуправляемость. Реформы в высшей и средней школе вызывают массу вопросов, их внедрение обусловлено экономическими интересами и практически не принимает во внимание интересы развития, воспитания, становления детей и качество работы учителей, педагогических коллективов. Актуальная тема собрала в зале более семидесяти человек – педагогов и слушателей «Нового Акрополя», родителей, чьи дети занимаются в детском отделении философской школы.
Шалва Александрович Амонашвили рассказал об истоках гуманной педагогики и ее основных принципах. В основе гуманного подхода к ребенку (и к человеку) лежит безусловное признание его духовной сущности. Образовательные методы, исходя из это, направлены на раскрытие внутренних потенциалов личности. Само слово «образование» содержит корень «образ», образ Творца в человеке. И гуманная педагогика рассматривает свою задачу как раскрытие образа Творца в ребенке. Роль учителя становится первостепенной, так как именно рядом с мудрым взрослым, способным видеть ребенка таким, каким он может и должен быть, раскрываются внутренние возможности, развивается гармоничный целостный человек.
«Каждый человек приходит в этот мир со своей задачей, со своей миссией», - считает Ш.А.Амонашвили. Узнать в чем она, открыть – непросто. Иногда наталкиваешься неожиданно, чаще – проходишь мимо, не заметив. Но от этого узнавания зачастую зависит счастье и смысл всей жизни. Помочь узнать, открыть себя – одна из задач учителя. Жизненный путь самого Шалвы Александровича связан с множеством успехов, побед, проб, ошибок, взлетов и падений. Это бесконечный поиск – поиск лучшего себя и лучшего для детей, который всегда был освещен неиссякаемой любовью к ним.
Центры гуманной педагогики сегодня существуют во многих городах России странах ближнего зарубежья: Литве, Латвии, Эстонии, Казахстане и др. Более 700 учителей из разных уголков страны съезжаются ежегодно на традиционные педагогические чтения по гуманной педагогике. Существуют школы, работающие по программе гуманной педагогики, которая, кстати, является одной из рекомендованных Министерством образования РФ. Однако на практике ее воплощать решаются немногие. И в данном случае, это не вопрос системы в целом, а скорее вопрос готовности к внутренним изменениям самих учителей и привычных им схем преподавания. Гуманная педагогика требует отказа от старых авторитарных привычек: строгой дисциплины, метода «кнута и пряника», системы оценок как критерия успешности.
Ш.А.Амонашвили: «Почему школьникам сегодня скучно учить физику или математику? Да потому что им не показывают красоты этих наук в целом, их связей с природой, самой жизнью. Возьмите «Джоконду» Леонардо и разделите ее на 100 частей, а потом покажите ребенку 1/100 и скажите: вот, «Джоконда», смотри! А где Джоконда, как ее разглядишь? Это ж маленький фрагмент, по которому очень сложно, а скорее просто невозможно судить о целом. Никакой красоты и никакого понимания не произойдет. То же сегодня происходит с предметами, которым обучаются школьники».
Плеяда педагогов-гуманистов издает «другие» учебники, в которых предметы рассматриваются целостно. Серию «Физика языком сердца», «Биология языком сердца», «Математика языком сердца» и книги Ш.А. Амонашвили можно найти в интернете, купить на семинарах, которые регулярно проводятся в Москве и других городах, а также в Центрах гуманной педагогики.
Выступление Ш.А.Амонашвили вызвало живой отклик участников встречи, вопросы звучали разные – о взаимоотношениях с подростками, трудностях современных первоклассников, о том, как выбирать школу для ребенка и где искать настоящего учителя, какие сегодняшним детям нужны родители и учителя, всем ли подходят методы гуманной педагогики и т.д.
Текст: Мария Соловьева
Фото: Нина Золотова