Особым «следом души» было открытие осеннего сезона в философском Киноклубе. Во второй раз мы имели удовольствие принимать у нас в гостях режиссера документального кино Герца Франка.
Мы познакомились в Герцем Вульфовичем в конце сентября прошлого года на встрече в нашем Киноклубе. С тех пор постоянно поддерживали связь и мечтали о новой встрече. И вот она, наконец, состоялась. Это прекрасное событие совпало с открытием осеннего сезона Киноклуба. Нам очень повезло, что открыл сезон и представил публике Герца Вульфовича Франка директор московского музея кино Наум Ихильевич Клейман.
Герц Вульфович начал программу с одним из своих последних фильмов. «Дорогая Джульетта, или Джульетта без Ромео» — фильм, который, как выразился автор, «упал с неба». Оказавшись однажды в Вероне, он оказался во дворике дома Джульетты, и наблюдал за тем, как туда приходят непрекращающимся потоком туристы. «Это же фильм!» — сразу подумал мастер, и решил, что, когда окажется в Вероне в следующий раз, то обязательно это снимет. Но на следующий день случилась забастовка дорожников, и режиссер был вынужден остаться в городе. В этом «свалившемся с неба» сюжете мы вместе с автором наблюдали столько лиц, столько чувств, столько состояний!
Второй фильм, который показал режиссер, — это тоже своего рода наблюдение. Но в фокусе внимания Герца Вульфовича — человек, очень необычный персонаж. Место действия — Иерусалим и знаменитая еврейская святыня Стена Плача. Около этого места живет один чудак, благообразный, седобородый, с ног до головы в белом, с озорной веселинкой в глазах. Дети и молодежь обожают его за веселый нрав, репортеры — за артистизм, туристам нравится с ним фотографироваться. Всеобщий любимец и местная знаменитость, он призывает быть радостным и свободным в свой вере. Фильм называется «Человек Стены Плача».
После небольшого перерыва мы продолжили программу. Герц Вульфович показывал свой легендарный фильм 1967 года «235 000 000 лиц». Рабочее название этого фильма было «СССР — год 1966», впоследствии «235 000 000» — по числу населения страны в тот год. Он снимался по двум сюжетным линиям: жизнь человека и государственные события. По линии жизни человека, ограниченной в фильме двумя моментами — первыми шагами человека и свадьбой, — мы следили за становлением личности. Линия событий государственной жизни охватывала характерные для 1966 года основные события в области политической, культурной, международной жизни. Смонтированные параллельно, обе линии создают образ огромной страны, многонационального народа.
Особо ценными были комментарии Герца Вульфовича, которыми он щедро снабжал киноповествование. Здесь были и истории о людях, истории замыслов и их воплощений, курьезы, возникавшие во время съемок…
Мы расставались с надеждой на новую встречу в нашем Киноклубе. Чуть позже даже успели обсудить возможную тему следующей встречи. Она может быть посвящена тому, как учиться смотреть кино. Интересно? Следите за нашими анонсами!
Большое спасибо, Герц Вульфович, за эту встречу. Очень ждем вас снова!
Текст: Евгения Марковская
Фото: Алексей Коновалов