ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА СТРАН ЗАПАДА И АМЕРИКИ Бог создал землю, растения, животных, а затем людей и сказал: «Да владычествуют они над рыбами морскими, над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею» Быт. 1.28 «Грандиозная задача – и современный человек справляется с нею ничуть не хуже, чем козел, которого поставили сторожить капусту» Ян Линбланд (1932-1987) Швецкий антрополог |
Восточный тип мировосприятия характеризуется гармонией между природой и человеком, поиску своего места в природе. Все восточные религии говорят о непричинении вреда не только людям, но вообще всем живым существам. В отличие от этого подхода в христианстве долгое время говорили, что у животных нет души. А если нет души, то подход к ним становится понятен. Вообще исторические корни экологического кризиса стран Запада и Америки видят именно в христианской религии. Действительно, вспомним Библию , бог создал землю, растения, животных, затем людей и сказал им: «Да владычествуют они над рыбами морскими, над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею…» (Быт. 1.28). Но как остроумно заметил шведский антрополог Ян Линдбланд (1932-1987): «Грандиозная задача – и современный человек справляется с ней нисколько не хуже, чем козел, которого поставили сторожить капусту». Действительно человек относится к природе как к источнику ресурсов, а не как объекту созерцания как на Востоке. Западный человек не ищет единства и гармонии с природой, но лишь обладания ею, использования в своих интересах. Языческое почитание и уважение духов природы сменилось потребительской позицией.
Очевидно, что обвинение христианства в экологическом кризисе Запада вызывает у некоторых внутренний протест. И здесь хочется сразу объяснить два момента. С одной стороны, сами христианские подвижников являли собой действенный пример любви и почитания природы. В отличие от нас, которые до этого идела никак не дотягиваем. С другой стороны, сама религия, то что несет священное писание, и как это понимается обычным человеком, обывателем – вещи совершенно разные. Когда человеку говорят: «Да владычествует …» - это воспринимается современным человеком так: «Если я владыка земли, то я могу этим пользоваться. Земля и природа являются для меня некими ресурсами, которые я могу использовать в своих личных целях. Все создано для меня».
Что имеется в виду в Библии, когда говорится о владычестве? Самого бога называли «Владыкой» (еще его называли «Всемилостивый», «Всеблагой»). В этом слове заложена идея заботы, любви к тому, чем владеешь. Если перейти с уровня божественного на уровень человека, например, простого крестьянина, который владел своей землей. Как он относился к ней? С одной стороны, он заботился, ухаживал за ней. Владеть для него означало сохранять. С другой стороны, он ее называл «Мать-Земля» - и в этом смысле почитал ее.