В культурологии существует три подхода к тому, как связаны между собой ПРИРОДА и КУЛЬТУРА 1. Культура – это все, что уже не природа 2. Культура – это особый этап эволюции природы 3. Происхождение культуры надприродно, это дар свыше |
Надо сказать, что в культурологии есть три подхода к тому, как связаны между собой природа и человек. С одной стороны, мир человека считается миром искусственных порядков и в этом смысле, культура – это все, что уже не природа.
Второй подход развивают представители, так называемой, натуралистической школы культурологии (Эйбл-Эбесфельдт, Халоуэлл, Лоренц). Они считают социальное поведение животных аналогом социального поведения человека. Как пример коллективного общества ими приводятся пчелы и муравьи. Животные строят гнезда и жилища, выращивают и заботятся о потомстве, устраивают «свадебные пляски». По их мнению, разница между социальной жизнью животных и людей в уровне сложности адаптации к окружающей среде.
Представители третьего подхода утверждают, что, во-первых, человек качественно отличается от животных. Он обладает способностью к абстрактному мышлению, рефлексии собственного «Я», способностью создавать символы. Кроме того, у человека есть то, что нет у животных – это восприятие или чувство божественного, высшего. Они считают, что культура не могла родиться из чисто природных предпосылок. Она – дар свыше. Это поворот в существовании людей. Об этом рассказывает античный миф о Прометее, который принес людям божественный огонь с Олимпа и положил начало культурному развитию человечества. Как пишет П.С. Гуревич: «Получив этот дар, люди – природные существа, обрели совсем иную жизнь… Произошел какой-то поворот в существовании людей. Более того, этот поворот был революцией, бунтом против естественного положения вещей. Культура – это какой-то радикальный поворот в органическом развитии мира» .