Творческая лаборатория кино

Анна Муравьева, Екатерина Сэнд, Денис Букин, Надежда Нестеренко

Киноклуб
Новости киноклуба

Вечер 28 декабря 1895 года. Немногочисленная аудитория разместилась в затемненном зале парижского «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов. Потрескивает какой-то аппарат, на экране возникает череда фотографических изображений... С этого вроде бы ничем не примечательного события началась история кинематографа. Хотя это не совсем так. Идея каким-то образом запечатлевать и воспроизводить «движущиеся картины» уже витала в воздухе. К 1895 году в Англии, Германии, Франции, Италии, США патентуются биоскоп, театрограф, анимограф, хронофотограф, зоопраксиноскоп, — десятки изобретателей, не связанных совместными исследованиями, в последние годы XIX века создают киноаппараты. Вспоминаются слова Виктора Гюго: «Есть нечто более сильное, чем все на свете войска: это идея, время которой пришло». Но, чтобы это время пришло, потребовались усилия многих людей, осмелившихся посвятить себя «несерьезным увлечениям» задолго до 28 декабря 1895 года.

В 1888 году француз Эмиль Рейно открыл в Музее восковых фигур «Оптический театр» и восемь лет собирал полные залы своими «Светящимися пантомимами». Рейно был в одно и то же время механиком, оптиком, конструктором, рисовальщиком, декоратором, режиссером — универсализм, достойный некоторых умов Ренессанса! Он также изобрел аппарат, показывавший движущиеся картинки в рельефе, — первое стереокино.

Кино имеет фотографическую природу. Необходимо было научиться фиксировать изображения. Так начались эксперименты со светочувствительными материалами, и родилась фотография.

Первые изображения получил Жозеф Нисефор Ньепс. Его первая фотосъемка «Накрытый стол» (1823) потребовала 14-часовой выдержки!

Луи Дагер усовершенствовал этот процесс с помощью металлических пластин. Первыми дагерротипами были натюрморты и пейзажи, и фотография считалась разновидностью рисунка. До 1839 года выдержка была более 30 минут, затем сократилась до 20, что дало возможность получить изображения людей, застывших в неестественных позах, всегда с закрытыми глазами. Вскоре изобретение жидкого коллодия позволило сократить выдержку до одной-двух минут, а затем нескольких секунд. С того момента новая профессия фотографа стала привлекать тысячи людей. Одно из первых сообщений в русской прессе об изобретении фотографии (1840): «Теперь у всякого путешественника может быть живописец в чемодане, живописец верный, мастер своего дела... Ему нужны только лучи солнца. Самая верная, твердая рука не срисует так отчетливо, как природа».

Томас Алва Эдисон изобрел первую фотопленку, причем его главным достижением стала перфорация, которая позволила уничтожить скольжение пленки и получить превосходную передачу движения. Эдисон и его ассистент Уильям Диксон также разработали и запатентовали кинетоскоп.

В 1872 году губернатор Сан-Франциско, страстный любитель скачек, заключил пари в одном споре: он утверждал, что лошадь, идущая галопом, в какой-то момент отрывает от земли все четыре копыта. За «доказательством» было решено обратиться к фотографу, эмигранту из Англии Эдварду Мейбриджу, который прославился фотографиями Аляски, тогда только присоединенной к Америке. Спустя шесть лет (!) после многочисленных опытов ему удалось это доказать с помощью 12 фотокамер, расположенных вдоль финишной прямой ипподрома. Когда полученные снимки просматривали через проектор, казалось, что лошадь движется.

Изучением свойства сетчатой оболочки человеческого глаза удерживать образ объекта после исчезновения его из поля зрения (этот эффект называется инерцией зрительного восприятия) занимались в XVII и XVIII веках Ньютон и Шевалье д?Арси. На основе исследований Питера Марка Роджера английский физик Майкл Фарадей сконструировал в 1830 году прибор — «колесо Фарадея», а Джон Гершель создал первую оптическую игрушку, в которой использовались рисунки.

Вообще история рождения кино представляет собой череду разрозненных открытий и изобретений в механике, оптике, химии, которые встретились в один момент истории. Это счастливое стечение обстоятельств и привело к знаменитому киносеансу в подвальчике «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов, 14. Братья Луи и Огюст Люмьеры, создавшие проекционный аппарат и организовавшие первый киносеанс, постановили, что кино создано для регистрации жизни. И больше ничего. «Открыть объектив на мир» — таким был девиз, которому в начале 1896 года следовали все операторы Люмьера. Они отправлялись во все концы: Алжир, Тунис, Италию, Бельгию, Испанию, Америку, Японию, Индокитай, Россию. Один из его операторов «случайно» изобрел съемку с движения, когда снимал с гондолы на каналах Венеции.

Так многие известные и неизвестные нам герои по камешку строили, иногда даже не подозревая об этом, новое искусство.

После первых киносеансов, как каждый новорожденный, кинематограф пережил период становления канонов: учился передавать мысли и состояния, располагаться в пространстве, осваивал новые территории. И всегда он привлекал к себе творческих людей из самых разных областей искусства, науки, техники, новаторов и первооткрывателей. Но это уже другая история.




Реклама
__________
___


Наш телефон:
8 495 973-11-63

Написать письмо



Яндекс.Метрика
 

© 1986–2022
«Новый Акрополь»


Политика конфиденциальности