События войны 1812 года и трагические события на Сенатской площади вписаны в «золотые страницы» русской истории и русского дворянства. Но, согласно общеизвестным законам, все лучшие качества, проявившиеся в ходе вышеуказанных событий, не могли возникнуть беспричинно, сами собой. Эти качества являлись «сплавом» природных качеств, заложенных в человеке с теми качествами, которые были заложены в результате истинного дворянского воспитания.
Основной принцип воспитания состоял в том, что юного дворянина ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин, потому что ему многое дано, и он должен быть именно таким. В соответствии с этим принципом существовали различные формы и методы воспитания, которые позволяли развить в ребенке все лучшие качества.
Книга, как непременный спутник ребёнка играет и до сих пор важную роль в формировании внутреннего мира. Романы матери (героические рыцари, которые спасают красавиц, служат добродетели и никогда не преклоняются перед злом) и сказки няни гармонично соединялись воедино.
Уже говорили о Плутархе, авторе «Сравнительных жизнеописаний» великих людей древней Греции и Рима. «Дон-Кихот» и «Робинзон Крузо», Братья Муравьёвы мечтают уехать на остров Сахалин, который им кажется необитаемым, и основать там идеальную республику Чока. Чтобы начать всю историю заново: у них не будет ни господ, ни рабов, ни денег; они станут жить ради равенства, братства и свободы.
Воспитание русского дворянского ребенка было многогранным и разносторонним. Кульминацией воспитания дворянского ребенка был его самостоятельный выход в свет; для этого дворянину необходимо было обладать умением вести себя в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами поведения, называемых придворным этикетом.
Так что же такое «придворный этикет»? (здесь можно наладить некоторое взаимодействие с залом и выяснить, что же такое «придворный этикет» и этикет «как таковой» в понимании участников вечера, как они его представляют?).
Чему, собственно говоря, должно было соответствовать поведение дворянина?
Для чего необходим был придворный этикет?
Вот взгляд современника той эпохи:
«Придворная жизнь по существу жизнь условная, и этикет необходим для того, чтобы поддержать ее престиж, — отмечает в своих воспоминаниях А.Ф. Тютчева, — Это не только преграда, отделяющая государя от его подданных, это в тоже время защита подданных от произвола государя». Несмотря на всю сложность и изощренность придворного этикета, он, по мнению многих современников, был крайне необходим. «Там, где царит этикет, — отмечает А.Ф.Тютчева, — придворные — вельможи и дамы света, там же, где этикет отсутствует, они спускаются на уровень лакеев и горничных, ибо интимность без близости и без равенства всегда унизительна, равно для тех, кто ее навязывает, как и для тех, кому ее навязывают».
Важность этикета осознавал и А.С. Пушкин. «Где нет этикета, — писал он, — там придворные в опасении сделать что-нибудь неприличное. Нехорошо прослыть невежею; неприятно казаться и подслужливым выскочкою».
Что входило в понятие «этикет»? Каковы были эти нормы поведения?
Вежливость по принятому определению, есть искусство выражать внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или другому лицу.
Настоящая вежливость основана на искренности, полна добродушия. Совершенство в хороших манерах заключается в непринужденности, — такой непринужденности, которая бы не привлекла ничьего внимания, но была бы совершенно естественна и проста. Манеры в своих высших проявлениях, получают, как и характер, значение настоящей движущей силы. Самое скромное из изящных искусств — вежливость, вместе с тем так полезна и доставляет столько удовольствия, что ее почти можно поставить в ряд искусств, возвышающих душу человека.