Встреча с Академиком Шамилем Гимбатовичем Алиевым


АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ЖИЗНИ
или
разговор об ослах, о которых так и не успели поговорить

Чтобы ты ни делал, делай так,
как будто находишься на сцене,
и на тебя смотрит весь мир

Академик Шамиль Алиев

Встреча с Академиком Шамилем Гимбатовичем Алиевым Идея поговорить про ослов родилась пару лет назад. Оказывается, что ослы – существа мудрые. В горах они выбирают самый оптимальный по затратам путь. По ослиной траектории река свое русло может прокладывать – не ошибется. Только поступают ослы так при одном условии. Каком? Самом естественном: ослы должны быть нагружены. Если же осел ничем не отягощен, то ум куда-то теряется, а его путь в горах не поддается никакому анализу. Ослов академик Шамиль Алиев часто вспоминает на научных семинарах, где рассматриваются задачи оптимизации различных процессов.

В рабочем кабинете Шамиля Алиева над обычной, хотя и огромной школьной доской красуется высказывание Альберта Эйнштейна «За вещами должно быть еще что-то». Для самого Шамиля Гимбатовича за этими словами скрывается умение смотреть, и задумываться над многими вещами. Например, почему подсолнух поворачивается к солнцу, кто ему дает команду, когда пора опустить голову и «выпустить» семечко в землю. Многие научные задачи академика Шамиля Алиева родились при «умелом» взгляде на природу. И еще, Шамиль Гимбатович убежден, что научиться смотреть невозможно без влюбленности в то, на что смотришь.

Искусство смотреть

- Есть научные задачи, которые от меня отскакивают. Это не значит, что они плохие. Я просто не умею смотреть на них. А есть задачи, на которые я смотрю бесконечно.

Умение смотреть – это значит облюбовать задачу. Например, в Индии не разрешалось решать задачу, пока ты из любви к ней не сочинил стихи. Известен один спор физиков и лириков, в которых победили такие строки:

И всюду явный ты,
И всюду тайный ты,
Куда бы не смотрел –
Повсюду ты.

Когда автора спросили, о ком это он написал, то оказалось, что об электромагнитных волнах.

В задачах обязательно есть еще что-то кроме того, что дано, еще одна степень свободы, которую помогает найти фантазия.

Сегодня математической культуре уделяют очень мало времени и внимания. И это – чудовищная проблема, позор для цивилизации, позор для эпохи. Математическая культура – неотъемлемая часть общей культуры.

- Для ученого такая позиция, наверное, понятна, а как это объяснить «обычному» человеку?

«Обычному» человеку это трудно объяснить, если он не попробует хоть раз влюбиться в какую-нибудь задачу и решить ее. Так же и с музыкой. Как научить слышать музыку? … Есть музыка, для которой нужны «специальные уши»!

Шамиль Гимбатович помолчал и добавил: «До Истины, как и до Красоты можно дотянуться только сердцем, больше ничем…»

Искусство заглядывать в будущее

В горах к народной традиции относятся бережно. Но из традиции сохраняется только то, что обладает «радиоактивностью» - живым и заразительным. Шамиль Алиев считает, что нужно искать угольки, а не копаться в пепле. Поэтому на вопрос, как ему удается заглядывать в будущее, он отвечает, что только через взгляд в прошлое.

- Я смертельно влюбляюсь в прошлое. Люблю сказки, мифологию. Светлое будущее не так осмысленно, как светлое прошлое. В любой эпохе есть скелет, который обрастает в зависимости от вместимости души того, кто на него смотрит. Постоянный взгляд в прошлое, позволяет создавать циклы, движущие будущим.

Серьезные научные задачи рождаются именно при взгляде в прошлое. Они как хорошее вино должны пройти проверку временем. Ньютон не любил быстро публиковать свои результаты. Он хотел их очень сильно облюбовать. В прошлом много традиций, которые сегодня не понимают. Говорят, было время, когда научный труд писался только для Богов. Даже великий физик Фейнман считал, что мир ассиметричен только для того, чтобы люди не завидовали Богам.

Искусство быть самим собой

В те времена, когда должен был родиться Шамиль Алиев, не было современных способов определять, родится мальчик или девочка, но прабабушка будущего академика сказала, что точно будет мальчик. Ей тогда было 104 года. Она решила, что подождет - отложит смерть, пока мальчик не родится, чтобы его понянчить. Она же сказала, что мальчик будет хороший. Имя «Шамиль» мальчику тоже бабушка дала. Хотя сначала все говорили, что нельзя эту бабулю «500-летнюю» слушать: имя «Шамиль» кому попало давать. Но прабабушка была женщиной хорошей, а 104 года быть хорошей – это не просто. Поэтому, когда собрались старейшины, они все-таки решили сделать так, как говорила прабабушка. Сам Шамиль считает, что хорошим мальчиком он, конечно, не был, хотя бы потому, что абсолютно никого не слушал. Так как больше ничем маленький Шамиль от других детей не отличался, прабабушка любила его именно за это.

- Шамиль Гимбатович, как же произошла встреча маленького мальчика Шамиля и академика Шамиля Алиева?

- Я считаю, что у каждого своя дорога. Одних можно тренировать, а других нужно взять за шиворот и бросить в реку. «Всплывет» - хорошо, «не всплывет» – зачем ты такой нужен? Если у тебя нет желания всплывать – иди с девочками в куклы играй. Я из тех, кого нужно «бросать в воду». Я все хотел попробовать сам, добиться сам.

У меня с детства осталась безумная любовь к коням и к физическому совершенству. Они были моими первыми потребностями. Потом проявилась страсть к понятиям, к смыслу. Откуда это берется? Никто не знает. Мои все увлечения наукой начались с неба. Я вообще считаю, что все научные задачи пришли из океана или с неба. Мне всегда хотелось подсчитать число звезд, понять, как они светят, по одной или вместе? Почему, когда звезда взрывается, люди говорят: «Так прощаются Великие»? О чем волны в морях разговаривают? Причем, в каждом по-своему. Поэтому для каждого моря существуют свои корабли…

Шамиль Алиев, на котором в детстве синяков уже некуда было ставить, остался верен себе и сегодня. Он считает, что и в науке «должно быть здоровое неуважение к авторитетам». Однако голос его становится еще тише, чем обычно, когда он вспоминает своего отца:

«Отец – единица измерения Духа. Я испытываю трепет, когда веду с ним диалог, даже теперь, когда его уже нет в нашем мире».

Искусство быть великим

В нашем разговоре мы постепенно добрались и до притчи о слоне и слепых, которые пытаются объяснить, что такое слон, после того, как дотронулись до него. В интерпретации Шамиля Гимбатовича хорошо известная притча приобретает свое звучание:

- Эта притча рассказывает о том, что преувеличивать ничего нельзя. Можно только «преувеличить» степень искренности, с которой ты все делаешь. Причем, то, что, сделано, не обязано быть великим. Оно может быть маленьким. Но для этого маленького ты отдал все. Твое величие в искренности того, что ты делаешь.

- Но современное общество не принимает такой позиции!

- Этого и не требуется. Кто его будет спрашивать?! Конечно, значительно проще взорвать пару банков, иметь деньги и заставить людей на себя работать. Но в этом ни искренности, ни радости, ни величия, ничего.

Сегодня ученые оправдывают свое бездействие, свое «невеличие» тем, что сейчас плохое время для научной работы. Но это не так. Для науки всегда время было прекрасное, все ученые были счастливы.

- Но Джордано Бруно сожгли на костре?!

- Не имеет значения. Для тех, кто сжигал, то, что они делали, было менее страшно, чем то, что реально делал Бруно. Наш мировой Дом держится на Вере, Воле и Выборе. И тот, кто понял смысл этой тройки, не может быть выдворен из этого мирового дома.

- И как же найти дорогу к Дому?

Никакого другого пути нет, как искать. Все время идти. Это не просто. Но трудное означает достойное.

В конце разговора Шамиль Гимбатович поставил академическую точку, сказав: «Тех, кто выбирает трудный путь – подавляющее меньшинство. Но, если тебе тяжело, а ты, не взирая на это, засучиваешь рукава и берешься за трудное дело, значит, ты хочешь летать!»




Реклама
__________
https://school2kolp.ru/
___


Наш телефон:
8 495 973-11-63

Написать письмо



Яндекс.Метрика
 

© 1986–2024
«Новый Акрополь»


Политика конфиденциальности