КРЕСТ-ПЛЕТЕНКАрепликаЮжные славяне, Хорватия
IX–XI вв.
Оригинал: белокаменная резьба14,5×14 см
Крест — основной символ не только христианской, но и любой религии древности. Все народы и культуры знали этот священный символ как ключ жизни, ключ таинства победы над смертью и преображения души. Вертикальная ось креста обозначает связь человека с небом, с вечной жизнью; горизонтальная — его земное существование от рождения до смерти. Чтобы стать целостным, человеку необходимо уподобиться кресту, объединить два начала — божественное и человеческое.
ДРАКОНрепликаЮжные славяне. Хорватия
IX–XI вв.
Оригинал: белокаменная резьба
Сплит, Музей хорватских археологических памятников8,5×22 см
Выс. с подставкой 12 см
Дракон — древнейший символ, встречающийся в мифологии многих культур. Дракон символизирует таинства жизни, в которой переплетены добро и зло, жизнь и смерть, вечное и преходящее. Дракон связан с миром небесным, откуда проистекает добро и свет, и с миром подземным, с трансформацией и перерождением. Он всегда был символом того, что скрыто за пределами видимого. Тело дракона изображено в виде «узла бесконечности», символизирующего бессмертие и вечную жизнь.
ПЕНТАГРАМАрепликаЮжные славяне, Хорватия
IX–XI вв.
Оригинал: белокаменная резьба
Рельеф из церкви Св. Петра и Моисея в Солине23×16 см
Выс. с подставкой 28 см
Пентаграмма, вписанная в круг, в древних традициях обозначала совершенного человека. Пентаграмма, как и пирамида, связывает небо и землю, а окружность, описывающая её, напоминает колесо жизни. Внутри колеса изображены птицы — вестники неба. В верхней части рельефа расположен древний славянский орнамент, образующий «узлы счастья», символизирующие одухотворённую материю, преображённого человека.
ПТИЦЫрепликаЮжные славяне
VIII–XIII вв.
Оригинал: белокаменная резьба
Сплит, Музей хорватских археологических памятников14×28 см
Выс. с подставкой 19 см
Фрагмент, на котором изображены две птицы, пьющие из сосуда живую воду.
КРЕСТ ИЗ БРЕСТЬЯрепликаЮжные славяне, Хорватия
IX–XI вв.
Оригинал: белокаменная резьба
Сплит, Музей хорватских археологических памятников13,5×8,5 см
Выс. с подставкой 17 см
Крест — основной символ не только христианской, но и любой религии древности. Все народы и культуры знали этот сакральный символ, ключ жизни, таинства победы над смертью и преображения души. Вертикальная ось креста обозначает связь человека с небом, с вечной жизнью; горизонтальная — его земное существование от рождения до смерти. Чтобы стать целостным, человеку необходимо уподобиться кресту, объединить два начала — божественное и человеческое.
СТЕЛА «ПОДНЯВШИЙСЯ ЧЕЛОВЕК»
реплика
Южные славяне
VII–XV вв.
Оригинал: белокаменная резьба
Стела из церкви богумилов в Хорватии
17×8 см
На каменной стеле, являющейся частью древнего некрополя в Боснии, изображён человек, приветствующий солнце. Местонахождение и название стелы говорит о том, что человек, уходящий в мир иной, оказывается перед Богом, и весь его дальнейший путь зависит от того, сможет ли он воспринять, наполниться его светом. Лук и стрела, также изображённые на стеле, — атрибуты многих мифологических героев, это символы умения направлять свою волю прямо к цели. На возрождение и вечную жизнь указывает цветущая лоза над головой человека.
ВЫШЕСЛАВОВ КРЕСТрепликаХорватия
IX в.
Оригинал: белокаменная резьба
Сплит, Музей хорватских археологических памятниковЮжные славяне
16,5×14 см
Крест — основной символ не только христианской, но и любой религии древности. Все народы и культуры знали этот священный символ как ключ жизни, ключ таинства победы над смертью и преображения души. Вертикальная ось креста обозначает связь человека с небом, с вечной жизнью; горизонтальная — его земное существование от рождения до смерти. Чтобы стать целостным, человеку необходимо уподобиться кресту, объединить два начала — божественное и человеческое.
БЕГСТВО В ЕГИПЕТреплика17×16,5 см.
ЖАВОРОНОКрепликаДревняя Русь
Оригинал: белокаменная резьба15,5×10 см
Выс. с подставкой 19 см
Жаворонок — символ солнца, огня, прихода весны. Считалось, что на зиму жаворонок улетает высоко в небо и находится там до тех пор, пока не блеснёт первая молния и не раскроются небеса, в которые ему в это время будет позволено заглянуть.
Крестьяне верили, что эта птица натягивает серебряные струны между небом и землёй и с их помощью разговаривает с Богом.
ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛрепликаДревняя Русь
X в.
Найден в 1848 г. в р. Збруч
Оригинал: известняк
Краков, Археологический музейВыс. 24,5 см
Збручский идол является изображением древнейшего верховного божества славян Рода, создателя мира. Род — бог «белого света», пронизывающего всё во вселенной от пылинки до звезды — создал три обитаемых мира: Явь, Правь и Навь (три яруса изображений на идоле). Правь — мир небесный, мир богов, мир Правды. В этом ярусе на четырёх сторонах идола изображены 4 грани верховного божества, единого по сути.
Макошь (атрибут — рог изобилия) — Мать Сыра Земля, богиня плодородия и урожая; Лада — богиня любви, красоты, гармонии и весеннего возрождения, покровительница брака (её символ кольцо); Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов; Даждьбог — бог солнечного света, податель всех благ, родоначальник людей. Средний ярус — мир людей (Явь), представлен в виде хоровода мужчин и женщин. Нижний ярус — подземный мир (Навь), мир предков и семян нового, мир смерти и возрождения, мир трансформации, владения бога Велеса. Он, стоя на коленях подобно греческому атланту, держит на своих плечах весь мир. Велес — покровитель всех живых существ, хранитель несметных «сокровищ» опыта и мудрости многих поколений.
ЗАСТАВКА К ЛЕТОПИСИрельеф по мотивам древнерусских летописей23×19 см.
ФИБУЛАрепликаДревняя Русь
VI в.
Среднее Поднепровье
Оригинал: бронза
Киев, Киевский государственный исторический музей13×7 см
Фибула (застёжка для плаща) представляет собой модель вселенной древних славян. Верхний полукруг с расходящимися лучами — Солнце, мир небесный. С земным миром (нижняя ромбовидная часть) слит воедино мир подземный, обозначенный головой ящера, или змея.
С другой стороны, вся фибула представляет собой змея (верхняя часть — его хвост). Змей — таинственное существо, обитающее в подземно-подводном мире, у корней «древа жизни». Он связан с истоками бытия, с тайной зарождения жизни и временными циклами, в рамках которых она разворачивается (спирали, покрывающие поверхность фибулы). Змей охраняет границу, отделяющую мир людей от мира предков, являясь хранителем изначальной мудрости и тайных знаний, покровителем волхвов и баянов.
ДРАКОН НОВГОРОДСКИЙрепликаДревняя Русь
Великий Новгород
XI–XII вв.14,5×26 см
7,5×12 см
Дракон — древнейший символ, встречающийся в мифологии многих культур. Дракон символизирует таинства жизни, в которой переплетены добро и зло, жизнь и смерть, вечное и преходящее. Дракон связан с миром небесным, откуда проистекает добро и свет, и с миром подземным, с трансформацией и перерождением. Он всегда был символом того, что скрыто за пределами видимого. Тело дракона изображено в виде «узла бесконечности», символизирующего бессмертие и вечную жизнь.
РЕЗЬБА БЕЛОКАМЕННАЯ (ВАСИЛИСК, ЛЕВ, СЕМАРГЛ)репликаДревняя Русь
1179–1197 гг.
Оригинал: белокаменная резьба
Владимир, Дмитриевский соборДиам. 4 и 4,5 см
Лев, василиск и семаргл являются символами трёх миров славянской мифологии.
Лев представляет мир земной, всех земных владык и царей, воплощающих законы справедливости на земле.
Василиск — символ небесного мира, он охраняет всё вечное, нетленное и беспощаден к тому, что недолговечно.
Семаргл, которого изображали в виде собаки, олицетворяет мир подземный. Он хранит семена жизни до весны и заботится о том, чтобы они проросли. Семаргл знает все таинства земли, умеет исцелять и воскрешать.
ВИЛЫ-РУСАЛКИ НА КОЛТАХрепликаДревняя Русь XI–XII вв.
Оригинал: золото, перегородчатая эмаль
Санкт-Петербург, Государственный ЭрмитажДиам. 14,5 см
Вилы, или русалки, — прекрасные облачные девы, приносящие на землю небесную влагу — символ плодородия и благословения.
СЕМАРГЛрепликаДревняя Русь
XII в.
Оригинал: белокаменная резьба
Чернигов, Борисоглебский собор9×14,5 см
Выс. с подставкой 14 см
Семаргл — крылатый пёс — ведёт своё происхождение от иранского Симурга, духа огня, посланца небес. Он воплощение внутреннего огня, энтузиазма, той пламенной силы, которая зажигает сердца храбрых витязей и даёт силу прорасти, пробиться к свету брошенному в землю семечку. Поэтому на Руси он считается хранителем семян, скрытых потенциалов и возможностей.
ОРЁЛ-СОКОЛрепликаДревняя Русь
XII в.
Оригинал: белокаменная резьба
Чернигов, Борисоглебский собор10×12 см
Выс. с подставкой 15 см
Орёл — солнечная птица. Его полёт в вышине отражает дневной ход солнца по небу. На рельефе Орёл-Сокол, окру-жённый прорастающими ростками, представляет силу весеннего солнца, пробуждающего природу и душу человека.
ВОЗНЕСЕНИЕ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГОрепликаДревняя Русь
1179–1197 гг.
Оригинал: белокаменная резьба
Фрагмент закомары южного фасада
Владимир, Дмитриевский собор12,5×22 см
Дмитриевский собор посвящён великомученику Дмитрию Солунскому, который в христианской традиции является небесным покровителем всех воинов, сражавшихся за добро и справедливость. Центральным изображением на рельефе является образ легендарного Александра Македонского, царя-воина, защищавшего божественные законы на земле и обретшего бессмертие на небе.
ГРИФОН С СУЗДАЛЬСКИХ ВРАТрепликаДревняя Русь
Первая треть XIII в.
Оригинал: золотая наводка на меди
Суздаль, Южные врата Рождественского собора21×22 см
Грифон — крылатое существо с головой грифа и туловищем льва — сочетает в себе земное и небесное начала. Грифон в символике многих традиций является врагом преходящего, тленного и хранителем чистоты и всего, что принадлежит вечности.
СИРИНЫрепликаДревняя Русь
XII–XIII вв.
Оригинал: каменная резная форма для отливки
Киев, Киевский государственный исторический музей15,5×15,5 см
Выс. с подставкой 20 см
Сирины — чудесные птицы, поддерживающие связь между миром богов и миром людей.
Их прекрасный голос — воплощение божественного слова — приносит успокоение, радость и славу на землю. Услы-шавший их пение забывает о земных страстях, возносясь на крыльях вдохновения и мечты.
ЛЕВрепликаДревняя Русь
1179–1197 гг.
Оригинал: белокаменая резьба
Владимир, Дмитриевский собор10×13 см.
ЛЕВ (малый)репликаДревняя Русь
1179–1197 гг.
Оригинал: белокаменная резьба
Владимир, Дмитриевский собор6,5×8,5 см
Традиционно, лев — символ всех земных владык и царей, олицетворение воли, справедливости, воплощения законов Неба и Земли.
ЛЕВ скульптураСоздана по древнерусским мотивамВыс. 5,5 см.
ГРИФОНрепликаДревняя Русь
1165 г.
Оригинал: белокаменная резьба
Боголюбово, Церковь Покрова на Нерли
Фрагмент боковой закомары14,5×9 см
Выс. с подставкой 18 см
Грифон, попирающий зверя, — один из самых распространённых сюжетов изобразительного искусства древних славян. Грифон в символике многих традиций является врагом преходящего, тленного и хранителем чистоты и всего, что принадлежит вечности.
ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦрепликаДревняя Русь
Новгород
XV в.
Оригинал: икона «Чудо Георгия о змии»
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей20×14 см
Святой Георгий Победоносец — небесный покровитель русских князей и воинов. В традиции он известен как змееборец, символ вечной битвы добра со злом. Он защитник правды, воин, умеющий подчинить себя высшей воле. Образ Святого Георгия — это символ бескорыстного служения и нравственного подвига во имя добра и света. У древних славян он также был покровителем земледелия.
ДМИТРИЙ СОЛУНСКИЙрепликаДревняя Русь
1060–1062 гг.
Оригинал: шифер
Рельеф «Два всадника» из собора Дмитровского
монастыря в Киеве
Москва, Государственная Третьяковская галерея9×9 см
Выс. с подставкой 12 см
На рельефе, созданном в честь победы киевлян над кочевниками, изображён Дмирий Солунский, прославленный военачальник, защитник греческого города Солунь.
Он считался святым покровителем ратников и представлялся русским людям воплощением идеальных качеств воина.
БОРИС И ГЛЕБрепликаРусь
XIV в.
Оригинал: икона «Борис и Глеб на конях»,
дерево, левкас, темпера
Успенский Собор Московского Кремля
Москва, Государственная Третьяковская галерея42×22 см
Борис и Глеб — русские князья, покровители русского воинства, первые официально канонизированные русские святые.
БИТВА ПРИ ЛЕЙПЦИГЕрепликаГраф Ф. П. Толстой
Нач. XIX в.
Оригинал: гипс
ГМО «Художественная культура Русского Севера»Диам. 23 см
Медальоны были созданы после блестящих побед над французскими войсками 1814 года, когда русские и союзные войска торжественно вступили в Париж, приняв ключи от города и просьбу о пощаде от его жителей. «Я русский и горжусь сим именем, — писал Толстой. — И желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить её... я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника... дерзнул я изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813 и 1814 годов и передать потомкам не дела, удивившие вселенную, нет... я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелая им сказать, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русское!»
ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗрепликаГраф Ф. П. Толстой
1821 г.
Оригинал: воск на аспидной доскеДиам. 23 см.
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ. Памятная медаль
реплика
Диам. 5 см
Святой Георгий Победоносец — небесный покровитель русских князей и воинов. В традиции он известен как змееборец, символ вечной битвы добра со злом. Он защитник правды, воин, умеющий подчинить себя высшей воле. Образ Святого Георгия — это символ бескорыстного служения и нравственного подвига во имя добра и света. У древних славян он также был покровителем земледелия.
ПЁТР I. Памятная медаль
реплика
Оригинал: бронза
Диам. 5 см.
ПУШКИН. Памятная медаль
реплика
Оригинал: бронза
Диам. 5 см.
ПУШКИН. МедальонрепликаДиам. 14 см.
ПУШКИН. Паннореплика23×17 см.
ЖАР-ПТИЦА
реплика
По мотивам эскизов С. В. Малютина
Нач. XX в.
Оригинал: резьба по дереву
Павильон «Теремок»,
Смоленский государственный музей-заповедник
11×9,5 см
Жар-птица — воплощение лучезарного бога Солнца, пробуждающего жизнь. Издревле славяне почитали Солнце как благое и милосердное божество. Его имя считалось синонимом счастья.
Жар-птица олицетворяет также бога Грозы и воплощает небесный огонь. Считалось, что она приносит счастье тому, кто обладает хотя бы одним ее пером.
МЕДВЕДЬрепликаТалашкино
Нач. XX в.
Оригинал: майолика
Павильон «Теремок»,
Смоленский государственный музей-заповедник20×12 см
В древнерусской мифологии медведь («мёд ведающий») — хозяин леса, повелитель природы. Медведь также означает силу, мужскую отва-гу, материнскую любовь, заботу и теплоту.
ТАЛАШКИНСКИЙ СТИЛЬ
Талашкино во многом уникальное явление русской художественной культуры. Здесь в конце XIX века возрождались русские художественные промыслы, как и во многих других местах России второй половины XIX — начала XX века. В Талашкине благодаря усилиям его владелицы княгини М. К. Тенишевой был создан мощный художественный центр. Целью Тенишевой было возрождение русского стиля через переосмысление наследия прошлого. В Талашкине активно работали такие мастера, как С. В. Малютин, А. П. Зиновьев, В. В. Бекетов, Н. К. Рерих, М. А. Врубель и другие. «Благодаря стараниям и умению кн. М. К. Тенишевой, Талашкино вскоре стало средоточием кипучей художественной деятельности. Среди разновременных её сотрудников, прошедших через Талашкино, были лучшие художественные силы тогдашней блестящей эпохи в русском искусстве. Это были смелые и разносторонние искатели, создавшие русскому искусству то высокое положение, которым оно теперь заслуженно пользуется. Отсюда в истории русского искусства Талашкино занимает определённое и значительное место: его работа, воскрешая древнерусские образы, вновь вводила их в художественный обиход русского общества», — писал архиолог, профессор А. П. Калитинский. САДКО (большой)репликаТалашкино
1901–1903 гг.
Оригинал: дерево
Декоративное панно по эскизам
С. В. Малютина
Смоленский государственный музей-заповедник38×29 см
Новгородский гусляр Садко в поисках счастья покидает родную землю и отправляется в путешествие по морским просторам. Своей игрой на гуслях он призывает новую судьбу. Волею судьбы он попадает в царство морского царя, где про-ходит испытания, помогающие ему измениться, поверить в Бога и заново полюбить свою родину. И в этом он находит своё счастье. Вернувшись на землю, он строит храмы и учит людей не терять веру, надежду и любовь.
САДКО (малый)репликаТалашкино
1901–1903 гг.
Оригинал: дерево
Декоративное панно по эскизам
С. В. Малютина
Смоленский государственный музей-заповедник23×15,5 см.
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙрепликаПо мотивам картины Н. К. Рериха «Ярослав Мудрый»
из серии «Возвращение к истокам», 1941 г.
Оригинал: холст, темпера
Государственный музей искусства народов Востока33,5×24 см.
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙрепликаПо мотивам картины Н. К. Рериха
«Сергий Радонежский»34×26,5 см.
ЗАМОРСКИЕ ГОСТИрепликаПо мотивам картины Н. К. Рериха
«Заморские гости»
из цикла «Начало Руси. Славяне», 1901 г.
Оригинал: холст, масло
Москва, Государственная Третьяковская галерея40×31,5 см.
ПРОКОПИЙ ПРАВЕДНЫЙрепликаПо мотивам картины Н. К. Рериха
«Прокопий Праведный
за неведомых плавающих молится», 1914 г.
Оригинал: холст, темпера
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей38×26 см.
СВЯТОГОРрепликаПо мотивам картины Н. К. Рериха «Святогор», 1938
из серии «Возвращение к истокам»
Оригинал: холст, темпера
Государственный музей искусства народов Востока31×24 см
Святогор — русский богатырь старшего поколения, один из древнейших персонажей славянских мифов.
Святогор — это страж. Он охраняет столб, который в начале времён установил прародитель богов Род, чтобы отделить небо от земли. Приходит время, и Святогор уходит, а на смену ему приходят другие богатыри и герои. Перед смертью он передаёт часть своей силы Илье Муромцу — богатырю младшего поколения и защитнику земли русской.