Пифагорейская школа

      Пифагор, исходя из мистериальной базы и желая, так же, как и Орфей, преобразовать общественную жизнь, обновил содержание религии, основывая ее на знании. Он исцелял религией тягу к знанию и души, и общества в целом, потому что, когда религиозные убеждения уходят своими корнями в знание, тогда духовные плоды, которые рождаются, будут наилучшими (достойными*). Как первый принцип Вселенной пифагорейцы берут вид и форму, которые отождествляют с цифрами. Пифагорейцы принимают теорию чисел как суть всех существ, что мы видели и в Орфизме, значительно расширяя ее. Рождение мира начинается с единицы (монады*) и первых цифр арифметических и геометрических величин. Различия между физическими телами объясняются различной схемой (формой*) их мельчайших частиц (куб — земля, двадцатигранник — вода, восьмигранник — воздух, пирамида — огонь, двенадцатигранник — эфир). Вселенная для пифагорейцев — это «Космос», то есть она характеризуется порядком, красотой и гармонией. Любые гармония и порядок в космосе имеют своим условием арифметические аналогии. Тетрактис, который также имеет орфическое происхождение, отождествляется с гармонией. Сумма четырех первых цифр, из которой берет своё начало священная декада (десятка*) — источник и корень вечной, неиссякаемой природы. Вселенная разделяется на три части: первая — Олимп, который несет в себе совершенные начала, эфир и сферу вечного; вторая — Космос, который охватывает сферу неподвижных звезд и планет, место обитания рожденных богов и третья — Небо, которое вмещает в себя все, что существует под луной и подвержено разрушению. Вселенная для пифагорейцев, так же, как и для орфиков, является вечной и божественной. Она окружена бесконечным, необозримым духом (дыханием), дающим ей жизнь. Людей много, они разобщены и смертны в телах своих, но душа их, которая существует задолго до существования тела, бессмертна, она является частью божественной души, задача которой состоит в том, чтобы связывать персональную судьбу с космическим порядком. Душа, оторванная от своего божественного истока, заключенная в темницу смертного тела, чтобы искупить вину за грехи свои, должна пройти путь очищения чередой целого ряда перевоплощений в телах (орфическая теория перевоплощений).


ЦЕЛИ

      Итак, дело человеческой жизни состоит в нравственном очищении и усовершенствовании себя. Целью этого является освобождение души от круга рождений и обретение утраченного состояния божественного блаженства посредством соединения с Богом. Путь к этому лежит через очищение от всего плотского, чувственного, уход от земного. Однако существует разница в способе, которым достигается это очищение. Церемониальный характер, который мы встречаем у орфиков, здесь обретает новое духовное наполнение.


МОРАЛЬ

      Новый элемент, то новое, что вносит Пифагор — это возможность очищения и соединения с богом посредством философии.
      Пифагор как философ утверждает, что, если мы хотим отождествить себя с «космосом», с которым мы фактически «состоим в родстве» нам нужно будет, не относясь с небрежением к древним религиозным канонам, исследовать пути их. Поскольку каждый из нас — это «космос» в миниатюре, развивая порядок внутри нас, мы становимся «космосом» в душе. Философия очищает человека, освобождая его от алогичного элемента материи и смертного тела, и совершенствует его путем сравнения с Богом. Однако для достижения божественного качества необходимо прежде обрести человеческое. Практическая философия, развивая в человеке нравственные достоинства, делает его добрым, подготавливая его тем самым для познания истины и божественного достоинства, что достигается занятиями наукой (геометрия, математика), теоретической философией. Цель философии состоит в том, чтобы сопровождать человека на пути познания самого себя и способствовать освобождению его от его смертной природы. Это является совершеннейшим зерном философии: созерцание ритмов Вселенной. Пифагорейская мораль объединяет действие и молитву. Человек трудится, но разум его всегда нацелен на первопричину блага. Необходимы готовность, горячее желание для подражания богу, жизнь, которую отличают гармония и порядок, знание и соблюдение во всём чувства меры. Воздержание и умение терпеливо переносить страдания и боль, как и в орфизме являются основными моральными достоинствами и вытекают из закона воздаяния за совершённое нами.
      Жесткий самоконтроль, умеренность в пище и во всех необходимых для жизни средствах, немногословность, очищение и выполнение ежедневных работ, купания, прогулки, гимнастическое и музыкальное образование были направлены на то, чтобы сделать «неразумные части души послушными разуму». Одним из важнейших элементов обучения в жизни пифагорейцев были упражнения по развитию памяти. Пифагорейцы обязаны были запоминать все, что узнавали, видели и слышали и вспоминать каждый вечер все прошедшие за день события. Помимо моральной значимости контроля сознания, это вспоминание, если бы оно дошло до центра, несущего в себе историю души, позволило бы человеку узнать, кто он, узнать свою душу, этого «демона», который воплотился в нем. Значительными этическими достоинствами являются так же уважение к Богам, родителям, старшим преподавателям школы, к архонтам (правителям*) и законам государства, вера в дружбу, терпимость, любовь к правде и справедливости. Справедливость считается совершеннейшим из достоинств. Применительно к человеку она трактуется как гармония между тремя частями души (разумной, чувственной, вожделеющей) и представлена соответствующими достоинствами: благоразумием, мужеством, рассудительностью.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Взяв за наивысшее правило «слово Божье», пифагорейцы соразмеряли жизнь в государстве и свою личную так, чтобы всегда быть в созвучии с божественным Законом. Человек размышляет и действует так, как это согласуется с Логосом, с божественным законом, с тем, что не препятствует слиянию его с Богом. Истинное счастье человека берет свои истоки в повиновении его естественному закону, или Логосу, который является божественным законом. Завершая рассказ о мировосприятии пифагорейцев, их целях, моральных принципах и способах их применения, мы можем сделать вывод, что перед нами пример перехода от Мистериального к Философскому переосмыслению, от мистериального света Диониса к свету видимого (зримого*) мира Аполлона. Туда, где философия выходит из глубин мифа.


ПОРЯДОК ИЗ ХАОСА

1 - ПРИНЦИП — МОНАДА — СУТЬ (ВЕЩЕСТВО)
2 - МАТЕРИЯ
3 - ВРЕМЯ (ХРОНОС)
4 - ПРОСТРАНСТВО






Реклама
__________
Betboom.ru . построить дом из профилированного бруса . Смотрите описание тотал блонд на нашем сайте.
___


Наш телефон:
8 495 973-11-63

Написать письмо



Яндекс.Метрика
 

© 1986–2022
«Новый Акрополь»


Политика конфиденциальности