Святые покровители. Екатерина Александрийская

Екатерина Александрийская.

      Христианство. Энциклопедический словарь

      Екатерина святая, великомученица (греч. iei caqariua - всегда чистая). Родом из Александрии; мученическую кончину ее относят к 307 г., при Максимине. Известия о праздновании памяти ее и о ее мощах не старше 8 века, когда мощи ее были открыты александрийскими христианами и перенесены в монастырь на Синайской горе. Монастырь этот привлекал много паломников, и почитание святой распространилось сначала в Восточной церкви, а потом перешло и на Запад, где ей посвящено множество гимнов и рифмованных легенд. На Синае устроился орден рыцарей св. Екатерины для покровительства паломникам, прибывавшим на поклонение мощам ее. Память ее у нас 24 ноября, в Греции и на Западе 25 ноября. На Западе св. Екатерина, славившаяся своей ученостью, считается покровительницей учащегося юношества.

      ***Джеймс Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве.

      Изначально почиталась как христианская святая дева-великомученица. Покровительница образования и учености в целом. Предание гласит, что она была казнена римским императором Максенцием в начале 4 века. Ввиду неясности исторических обстоятельств ее жития, она была в 1969 году исключена из католического церковного календаря. Самый ранний сохранившийся рассказ о ее жизни датируется 9 веком. Не лишено основания мнение, что история Екатерины восходит к истории Ипатии - женщины-философа, язычницы из Александрии, умершей в 415 году, как гласит предание, от рук фанатичных монахов. Среди святых девственниц Екатерина была второй и в популярности уступала лишь Марии Магдалине. "Золотая легенда" повествует о том, что она была царского происхождения и с раннего возраста демонстрировала огромную эрудицию, владела многими языками, знала математику и философию. Став царицей, она обратилась в христианство, крестилась одним пустынным отшельником и в видении пережила мистическое бракосочетание с Христом. История повествует о том, что духовный наставник Екатерины - один отшельник - дал ей образ Девы Марии с Младенцем. Молитвы Екатерины, обращенные к образу, побудили Младенца сначала повернуть к ней свой лик, а затем, когда ее вера еще больше возросла, надеть на ее палец кольцо. Император Максенций, находившийся в то время в Александрии, возжелал ее и пытался доводами подорвать ее веру. Когда ему это не удалось, он послал пятьдесят философов, чтобы они это сделали. Незадачливые посланцы вышли с диспута с Екатериной, наоборот, утвердившимися в христианской вере. В результате они, не успевшие креститься, были тут же казнены Максенцием. Екатерина утешила их в их предсмертный час. Для нее самой император собственноручно изобрел орудие пыток - колеса с шипами. Но удар молнии сокрушил машину прежде, чем колеса успели причинить ей вред. После этого Екатерина была обезглавлена. Ее тело было перенесено ангелами в монастырь на гору Синай, в котором, как утверждают, эти реликвии до сих пор хранятся. На территории монастыря растет Неопалимая купина - куст, в пламени которого, согласно Ветхому завету, Бог первые явился пророку Моисею.

      Главным атрибутом Екатерины является КОЛЕСО, обычно, (но не всегда) с шипами. Другим атрибутом является МЕЧ, которым она была казнена, а также пальмовая ветвь великомученицы и кольцо, которым она была обручена с Христом. У нее на голове может быть корона - символ ее царского происхождения. В качестве патрона образования она иногда окружена символами учености - математическими инструментами, небесной сферой, раскрытыми книгами.

      ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347-1380), святая католической церкви, дочь сиенского красильщика. С ранних лет обнаружила повышенную религиозность, отчасти обусловленную влияниями соседнего монастыря доминиканок. Мечтою Е. С. сделалось вступление в орден Доминика. Приняв обет девства, она расстроила задуманный родителями ее брак, преодолела сопротивление матери и вступила (около 1362) в число "кающихся сестер св. Доминика". Она предалась суровым постам, самобичеванию и молитвам, присоеденив сюда и дело милосердия, а во время чумы 1374 - самоотверженное служение больным. Характерной чертой религиозности Е. С. является мистицизм. В экстатических видениях она общалась со Христом, Богоматерью и святыми, получала от них поучения и советы. Подобно Екатерине Александрийской и, вероятно, под влиянием легенды о ней Е. С. была обручена со Христом и носила с тех пор на пальце видимое только ей обручальное кольцо; она восприняла также невидимые для других, но болезненно ощущаемые ею стигматы, соответствующие пяти ранам Христовым. В своих книгах Е. С. выражает свои мистические воззрения, настаивая на необходимости "молитвы сердца" в противоположность молитве внешней и словесной. Молва приписывала ей ясновидение и пророческий дар. Е.С. выступает в роли умиротворительницы враждующих родов Тосканы, учавствует в пропоганде крестового похода, едет в Авиньон, чтобы примирить папу Григория с Флоренцией. Канонизирована Пием в 1461 г.

      ЕКАТЕРИНА БОЛОНСКАЯ (ум. В 1463) святая католической церкви. Была придворной дамой Маргариты Эсте; вступила около 1430 в феррарский монастырь кларисс. Позднее была настоятельницей вновь основанного болонского общежития. Канонизирована в 1724 г.

      ЕКАТЕРИНА ГЕНУЭЗСКАЯ (ум. в 1510) святая католической церкви, из знатного рода Фиески. Смолоду религиозная и склонная к аскезе, она по смерти мужа (1474) вступила в орден Благовещения им. св. Марцеллины и до самой смерти выделялась усердными заботами о больных и мистическими экстазами. Канонизирована папой Климентом в 1737 г.

      ЕКАТЕРИНА ШВЕДСКАЯ, дочь св. Биргитты (1331-1381). Вступив в брак, жила с мужем в полном воздержании от плотского общения. Вместе с матерью совершила паломничество в Рим, потом в Святую Землю. Привезла прах Биргитты на родину и стала настоятельницей главного монастыря основанного Биргиттой ордена, которым и управляла до своей смерти. Канонизирована в 1474 г.


Реклама
__________
___


Наш телефон:
8 495 973-11-63

Написать письмо



Яндекс.Метрика
 

© 1986–2024
«Новый Акрополь»


Политика конфиденциальности

 

 

обновлено1728690716