Святые покровители. Архангел Михаил

Архангел Михаил.

      Ангел-хранитель еврейского народа, которого христианство приняло как святого воинствующей церкви. Его корни, по-видимому, лежат в религии Древней Персии, пантеон которой был разделен надвое - свет и тьму или добро и зло. Боги света, с которыми ассоциируется Михаил, находились в постоянном конфликте с богами тьмы. Эта же тема нашла свое выражение в Книге Откровения: "И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона… И низвержен был великий дракон, древний змий…". Источник этой цитаты, вероятно, дохристианский, хотя Церковь объясняла его в категориях христианского конфликта - Христос против Антихриста - и изображала Михаила побеждающим дьявола. Этот образ широко распространен в религиозном искусстве. Он облачен в кольчугу и вооружен ЩИТОМ, МЕЧОМ или КОПЬЕМ или и тем и другим. Подобно почти всем другим ангелам, у него крылья (которые не допускают никакого его смешения с другим победителем дракона - Св. Георгием). Сатана - либо в его получеловеческом обличии, либо в виде дракона - распростерт под ногами святого, который готов убить его.

      Св. Михаил также изображается взвешивающим души умерших (психостазис), чтобы измерить их истинные заслуги. Этому имеется аналогия в греческой и египетской религиях. Одной из обязанностей Гермеса (Меркурия), сопровождавшего души умерших в поземное царство, было взвешивать на весах души античных героев. Резная гема, датируемая первыми годами правления Константина, изображает Св. Михаила с кадуцеем и крылатой шапочкой - классическими атрибутами Меркурия. Другая связь между ними обнаруживается в тех местах, которые выбирали для посвящения Св. Михаилу, - часто на вершинах гор и холмов, о которых известно, что раньше там стоял храм Меркурия.

      Михаил является предводителем израильтян в пустыне во время их исхода из Египта. Помимо миссии воинственного заступничества Михаил выступает в роли ангела милосердия и просителя за людей перед богом. Он является также "ангелом предстояния", стоящим вместе с Гавриилом перед троном. Он является одновременно ангелом-писцом, заносящим имена праведников в книгу, а также ангелом-хранителем таинственных письмен, и среди них - магических слов, которыми были сотворены небеса и земля. Отсюда его функция учителя. Михаил посвятил в чудеса мироздания Адама и Сифа, научил Адама земледелию, а Авраама богопознанию. Он был учителем Моисея, которому на горе Синай передал скрижали Закона. В православной традиции Михаил считался покровителем князей и ратной славы.

      Народная этимология дает осмысление имени Михаил как "кто, как бог?". Имя это засвидетельствовано у семитских народов в древности.




Реклама
__________
___


Наш телефон:
8 495 973-11-63

Написать письмо



Яндекс.Метрика
 

© 1986–2024
«Новый Акрополь»


Политика конфиденциальности