Главная страница сайта: Новый Акрополь101 причина, чтобы заняться философией     Записаться в философскую школу
Ваше имя 
Для связи 
Ваш город 
      7+2  =  ?
Нажимая кнопку «Отправить» вы выражаете
согласие с условиями пользовательского соглашения.

 

 
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения.
Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.


Фрагменты из книги В.И. Райцеса "Жанна д'Арк. Факты, легенты, гипотезы."

      О Жанне д'Арк мы знаем больше, чем о ком-либо другом из ее современников, и в то же время трудно найти среди людей XV века другого человека, чей образ представлялся бы потомкам таким загадочным. Стр. 5

      Появление Жанны в Шиноне было полнейшей неожиданностью для самого Карла и его окружения. …Показательно также, что Жанну снарядил в дорогу не королевский наместник Бодрикур, а Дюран Лассар и несколько жителей Вокулера, которые сложившись, приобрели для нее коня, одежду и обувь. Дорожные же расходы взяли на себя ее спутники - Жан из Меца и Бертран де Пуланжи. Стр. 78.

      Герцог Карл II Лотарингский оказал Жанне милостивый прием. Он пригласил ее к себе в Нанси. Карл Лотарингский вовсе не был союзником Карла Валуа; напротив, он занимал по отношению к Франции позицию враждебного нейтралитета, тяготея к Англии.

      … Она сказала герцогу (Карлу Лотарингскому), чтобы он дал ей своего сына и людей, которые проводят ее во Францию, и она будет молить бога об его здоровье". Сыном герцога Жанна называла его зятя, Рене Анжуйского. "Добрый король Рене" (прославившийся впоследствии как поэт и покровитель искусств), был женат на старшей дочери герцога и его наследнице Изабелле… Эта встреча укрепила позиции Жанны в общественном мнении… Бодрикур (комендант Вокулера) изменил свое отношение к Жанне и согласился отправить ее к дофину. Стр. 79.

      Пророчество.

      Пророчество на которое ссылалась Жанна, опиралось на традиционное противопоставление женщины и девы, восходившее в свою очередь к фундаментальной христианской антитезе "Ева - Мария" ("Ева погубила, Мария спасла"). Оно представляло собой своеобразное осмысление ситуации, которая сложилась во Франции после Труа. И хотя имя женщины-губительницы не называлось, каждый прекрасно понимал, что речь идет об Изабелле Баварской. Общая молва возлагала на нее главную вину за постигшие французское королевство бедствия. …Когда весной 1429 г., после встречи Жанны с дофином, особая комиссия обсуждала вопрос о допуске ее к войску, то член этой комиссии, профессор теологии Жан Эро, вспомнил, как однажды к отцу дофина, Карлу VI, явилась некая Мария из Авиньона и заявила, что ей были видения о разорении и бедах Франции. "Среди прочего она видела, что ей предлагались различные доспехи. Испытывая ужас [перед оружием] , названная Мария боялась, что ее заставят их надеть, но ей было сказано, чтобы она не боялась, ибо эти доспехи будет носить не она, а некая Дева, которая явится после нее и избавит королевство Французское от его недругов". Стр. 84.

      … На нем было выгравировано пять крестов. Монахи очистили его от ржавчины и отослали в Тур, где для него изготовили двойные ножны из алого бархата и золототканой материи. Позже Жанна распорядилась еще одни ножны из прочной кожи. Этот меч был при ней до того дня, когда она ушла из-под Парижа (8 сентября 1429 г.) . …Объясняя, почему Жанна послала за мечом во Фьербуа, биографы указывают на два обстоятельства: в аббатстве хранилось оружие, оставляемое по обету воинами после выкупа из плена; по пути в Шинон Жанна провела там целый день. "Чудесный меч Фьербуа" был чисто символическим оружием, атрибутом образа девы-воина. Стр. 130

      На четвертом допросе у Жанны спросили, что она любила больше - свой меч или знамя, и она ответила, что гораздо больше, "раз в сорок", любила знамя. Это было длинное белое полотнище, затканное лилиями; его изготовил в Туре художник шотландец Джеймс Пауер (Ов Пулнуар?), которому казна уплатила 25 ливров. Изображение на знамени вседержителя с двумя ангелами по бокам и девиз "Иисус-Мария" указывали на божественный характер миссии Девы. Жанна имела также второй штандарт меньшего размера, служивший опознавательным знаком во время боя. По ее словам, "она сама держала названный штандарт во время атак на неприятеля; она старалась избежать смертоубийства и сама никого не убила". Стр. 130.

      По всей вероятности, дав Жанне право иметь личное знамя, дофин приравнял ее к так называемым "знаменным рыцарям", которые командовали отрядами своих людей.

      Жанна имела под своим началом небольшой отряд, который состоял из свиты, нескольких солдат и обслуги. В свиту входили оруженосец, духовник, два пажа, два герольда, а также Жан из Меца и Бертран де Пуланжи и братья Жанны, Жак и Пьер, которые присоединились к ней в Туре. Еще в Пуатье дофин поручил охрану Девы опытному воину Жану д'Олону, который стал ее оруженосцем. В этом храбром и благородном человеке Жанна нашла наставника и друга. Он обучал ее военному делу, с ним она провела все свои походы, он был рядом с ней во всех битвах, штурмах и вылазках. Они вместе попали в плен к бургундцам, но ее продали англичанам, а он выкупился на свободу и спустя четверть века, будучи уже рыцарем, королевским советником и занимая видную должность сенешаля одной из южнофранцузских провинций, написал по просьбе реабилитационной комиссии очень интересные воспоминания, в которых рассказал о многих важный эпизодах истории Жанны д'Арк. До нас дошли также показания одного из пажей Жанны - Луи де Кута; о втором - Раймоне - мы ничего не знаем. Духовником Жанны был монах-августинец Жан Паскерель; ему принадлежат весьма подробные показания, но в них, очевидно, не все достоверно. Стр.130.

      О реакции за пределами Франции мы можем судить по очень интересному источнику. Это "Хроника Антонио Морозини"… отчасти это собрание писем и донесений. Письмо Панкраццо Джустиниани своему отцу, из Брюгге в Венецию, от 10 мая 1429 г.: "Некий англичанин по имени Лоуренс Трент, человек почтенный и не болтун, пишет, видя, что говорится об этом в донесениях стольких достойных и заслуживающих доверия людей: "Это сводит меня с ума". Он сообщает, что многие бароны относятся к ней с почтением, равно как и простолюдины, а те, кто смеялся над ней, умерли плохой смертью. Ничто не является, однако, столь ясным, как ее бесспорная победа в диспуте с магистрами теологии, так что кажется, будто она - вторая святая Екатерина, сошедшая на землю, и многие рыцари, которые слышали, какие удивительные речи произносила она каждый день, считают это за великое чудо… Сообщают далее, что сия девица должна совершить два великих дела, а потом умереть. Да поможет ей бог… " Какой предстает она перед венецианцем эпохи Кварточенто, перед купцом, дипломатом и разведчиком, т. е. перед человеком совершенно иной культуры, иного психологического склада, нежели она сама и ее окружение?…Джустиниани растерян. Стр. 146.

      "Чудеса", "великие чудеса", "божья посланница", "прекрасный ангел, посланный богом для спасения славной земли Французской", - эти и подобные выражения постоянно встречаются в сообщениях корреспондентов Морозини летом 1429 г. Один из них, мессир Джованни де Молина, писал 30 июня из Авиньона: "Вот уж воистину великие чудеса! Чтобы за два месяца девчонка смогла бы одна, без солдат, завоевать столько земель, - разве не верный знак того, что все эти деяния совершены не человеческой доблестью, но богом? Я вас уверяю, что без божественного вмешательства дофин еще два месяца тому назад должен был бы бежать, все бросив, потому что ему нечего было есть и не на что было содержать даже пятьсот воинов. Но посмотрите, как помог ему бог. Подобно тому как через женщину, богоматерь святую Марию, он спас род человеческий, он таким же образом спас через эту чистую и непорочную деву лучшую часть христианского мира. Здесь мы имеем дело с дальнейшей мифологизацией образа Жанны: она одна освобождает обширные территории, и сравнивают ее уже не со святой Екатериной, а с самой пречистой девой. Победа под Орлеаном и разгром англичан в долине Луары произвели на современников ошеломляющее впечатление. Решительно всем было ясно, что это не только выигрыш одной, пусть даже очень важной, кампании и не просто блестящий военный успех, но событие, которое в корне изменило всю политическую обстановку в стране. Стр. 153.

      "Я Кристина, та, что одиннадцать лет проливала слезы, заточив себя в монастырь. Когда измена изгнала принца Карла из Парижа, - я теперь смеюсь в первый раз".

      Это пишет 31 июня 1429 г. знаменитая Кристина Пизанская. Уроженка Венеции, она почти всю жизнь прожила во Франции и приобрела там славу первой поэтессы королевства. Она ратовала за политическое единство страны и еще в 1417 г., когда Филипп Добрый заключил союз с англичанами, демонстративно покинула Париж и удалилась в монастырь.

      И вот теперь, узнав о победе под Орлеаном, эта старая женщина (ей было около 70 лет) берется за перо и прославляет подвиг Жанны поэмой, полной юношеского энтузиазма. Эта поэма - последнее творение поэтессы и первое литературное произведение, посвященное Жанне д'Арк.

      Кристина сравнивает Жанну с библейскими героинями - Эсфирью, Юдифью и Деборой, находя, что Дева превосходит их доблестью. "Разве не против природы, что девочка 16 лет не чувствует тяжести лат, но носит их так, словно приучена к этому с детства? " Никто не может ей сопротивляться: она обращает в бегство врагов, очищает от них Францию, освобождает крепости и города. "Она первый предводитель наших храбрых и искусных воинов и обладает силой, какой не имели ни Гектор, ни Ахилл".

      Подобно другим своим соотечественникам Кристина видит в этой "девочке шестнадцати лет" орудие бога, называет ее "божьим ангелом", а ее деяния объявляет чудом. В этом она неоригинальна. Но вот что интересно: деяния Девы не сводятся, по мысли Кристины Пизанской, к "конкретным" чудесам локально-событийного плана, даже таким важным и явным, как снятие осады с Орлеана. Дева сотворила чудо более высокого всеобщего порядка: она спасла Францию.

      Восставшая из праха страна, воскресший народ - в этих образах раскрывается основная мысль поэмы Кристины Пизанской о национальной катастрофе и о возрождении, а Жанна предстает в качестве национальной героини. В этом суждении о Жанне… Кристине Пизанской вторил другой известный поэт и ученый-гуманист Ален Шартье.

      Деятельность Жанны знаменовала собой важный этап в развитии национального самосознания французского народа. Она способствовала кристаллизации патриотических и национальных чувств в том числе и национальной гордости. В этом состоит один из важнейших объективных результатов подвига Жанны. Стр. 158.

      Дева постоянно была того мнения, что нужно идти на Реймс, чтобы короновать короля. Она доказывала это мнение, говоря, что, как только король будет коронован и миропомазан, сила врагов будет все время убывать и в конце концов они не смогут более вредить не королю, ни королевству". Коронация дофина в Реймсе становилась в этих условиях актом провозглашения государственной независимости Франции. Такова была основная политическая цель похода. Стр. 158.

      Асессор трибунала каноник Ришар де Круше: "Я припоминаю, как однажды аббат Фекама сказал мне, что и великий ученый с трудом ответил бы на те вопросы, которые ей задавали".

      Какое чудовищное неравенство сил! Сто тридцать два члена трибунала: кардинал, епископы, профессора теологии, ученые аббаты, монахи и священники… И юная девушка, которая по ее собственным словам, "не знает ни а, ни б". Она должна вести с ними поединок. Стр. 180.

      О том, что ее сегодня казнят, Жанна узнала на рассвете, она исповедалась и причастилась. Потом ее вывели из тюрьмы, посадили на повозку и повезли к месту казни. Толпы народа стояли на ее пути.

      В четыре часа пополудни костер догорел. Говорили, что сердце Жанны огонь не тронул. Стр. 192.





О «Новом Акрополе»
Что такое «Новый Акрополь»«Новый Акрополь» в РоссииКонтактная информация

Обучение
Курс «Философия для жизни»Семинар «Открой самого себя»Философская школаПрограммы для детейТворческие курсы

Деятельность
Культурный центрИздательствоДобровольческая деятельностьФестивалиФилософский киноклубХудожественные
мастерские
Новая книга: Хорхе Анхель Ливрага. Алхимик. По следам Джордано Бруно. В электронном виде книгу можно приобрести уже сейчас

Витамины для души
Философы и их ученияФилософия — в жизньКультуры и цивилизацииФотоальбомЛичности в историиСимволыПритчиМифы Афоризмы, цитатыПоэтические страницыПсихологические тесты
обновлено1603370325