В наши дни Рене д'Анжу мало известен, но на кануне Ренессанса он был одной из самых значительных фигур в европейской культуре.
Первоначально карьера Рене д'Анжу каким то неясным образом была связана с Жанной д'Арк. Насколько известно, Жанна родилась в городке Домреми в герцогстве Бар и являлась, таким образом, подданной Рене. Впервые она вышла на историческую арену в 1429 году, появившись в крепости Вокулер, в нескольких милях от Домреми. Представившись коменданту крепости, она заявила о своей "Божественной миссии". Чтобы исполнить ее, она должна была отравиться ко двору дофина в Шиньон. Но от коменданта Вокулера ей требовалось вовсе не разрешение на поездку в Шиньон: она просила аудиенции с герцогом Лотарингским, тестем и двоюродным дедом Рене.
Удовлетворив просьбу Жанны, комендант устроил ей аудиенцию с герцогом в столице Лотарингии Нанси. Известно, что Рене д'Анжу и Жанна д'Арк были в Нанси в одно и то же время. И когда герцог Лотарингский спросил ее, что ей нужно, она ответила фразой, всегда ставившей в тупик историков: " Ваш зять, лошадь и нескольких хороших сопровождающих, чтобы доставить меня во Францию". (Lecoy de la Marchem Le Roi Rene, vol. 1, p. 69. У герцога Лотарикгского не было сына, и, учитывая условности того времени, Жанна обращалась именно к Рене.)
"Роберт де Бодрикур (капитан Вокулера) и молодой Рене очень дружили, и можно предположить что когда Жанна отправилась в Нанси к герцогу Карлу ее путешествие было организовано и согласовано капитаном и герцогом де Баром (Рене д'Анжу). Приезжал ли Рене к своему тестю в Нанси в последние дни января 1429 года ()? Известно, что 29 января он направил послание Роберту де Бодрикуру. Возникает вполне закономерный вопрос: не из желания ли проверить Жанну обменялись письмами эти двое? Перед тем как направить деву к дофину Карлу, они оба хотели понять, на что она способна " (*2)
" В те времена, и позже высказывалось множество предположений относительно природы связи между Рене и Жанной д'Арк. Но факт остается фактом: они были знакомы друг с другом, и когда Жанна приступила к осуществлению своей миссии, Рене находился рядом с ней. Более того, Хронисты тех лет утверждают, что отправилась Жанна ко двору дофина в Шиньоне в сопровождении Рене. Был он рядом с ней и во время осады Орлеана ". (См.: Staley, King Rene d'Anjou, pp. 153 ff.)
В последующие столетия предпринимались систематические попытки стереть все возможные следы роли Рене в жизни Жанны д'Арк. Тем не менее, биографы Рене не могут точно указать, где он находился и чем занимался между 1429 и 1431 годами - в самый пик деятельности Жанны.
Есть предположение, что Рене действительно сопровождал Жанну в Шиньон. Ибо если в то время в Шиньоне была хоть какая-нибудь выдающаяся личность, то таковой можно назвать только Иоланду д'Анжу (свекровь Карла). Именно Иоланда неожиданно и необъяснимо стала официальной покровительницей Жанны. Она преодолела неприязненное отношение двора к провидице и добилась для нее разрешения присоединится к армии в Орлеане. Именно она убедила дофина в том, что Жанна может стать спасительницей Франции. И, наконец, именно Иоланда была матерью Рене д'Анжу.
Рене д'Анжу родился в 1408 году и в течение своей жизни приобрел невероятное множество титулов. В числе важнейших титулов были: граф де Бар, граф Прованса, граф Пидмона, граф де Гиз, герцог Калабрийский, герцог Анжуйский, герцог Лотарингский, король Венгерский, король Неаполя и Сицилии, король Арагона, Валенсии, Майорки и Сардинии; но самый звучный из его титулов - король Иерусалима. Этот последний титул был, конечно, чисто номинальным и тем неменее его признавали и воспринимали с должным почтением европейские монархи. Одна из дочерей Рене в 1445 году вышла замуж за короля Англии Генриха и сыграла важную роль в войне Алой и Белой Розы.
Рене став герцогом Лотарингским в качестве своей личной эмблемы выбрал крест с двумя горизонтальными перекладинами, в последствии ставший современным Крестом Лотарингии, а так же был символом движения "Свободная Франция" во время II мировой войны.
Согласно "приорским документам" в 1418 году, Рене стал Великим Мастером Сиона (с 1418-1480 гг.).
Что же это за Сионский приорат? Исследователи () столкнулись с тем, что этот орден всегда был окружен большой тайной. Первые упоминания о нем встречаются у Рене Груссета, одного из выдающихся авторитетов 12 века в области крестовых походов. Есть ссылка на таинственный Сионский орден, основанный Готфридом Булонским в 1090 году (хотя существуют другие документы, датирующие основание ордена 1099 годом). Согласно этому документу, официальным местонахождением Сионского ордена, его "штаб-квартирой", было особое аббатство - Аббатство Нотр-Дам дю Мон де Сион. Этому факту есть еще подтверждения из текстов дошедших до нас хартий и хроник. К югу от Иерусалима возвышается гора Сион. В 1099 году, когда Иерусалим сдался крестоносцам Гофрида Булонского, здесь находились развалины византийской базилики (примерно 4 век), носившей прозвище "Мать всех церквей". На месте сионских развалин, по приказу Готфрида Булонского, была построена крепость. Согласно тексту одной из хроник (1172 года), называлась эта крепость аббатством Нотр-Дам дю Мон де Сион. Вероятно, орден получил свое название по месту расположения аббатства (*1, стр. 95).
К 1114 году, в качестве военной структуры Сионского ордена, развернули активную деятельность рыцари-тамплиеры. Это была зачаточная форма будущего ордена Храма. 1115-1140 годы стали годами расцвета тамплиеров (*1, стр. 102).
До 1188 года Сионским орденом и орденом тамплиеров управлял один и тот же Великий мастер. К примеру, Хуго де Паэн и Бертран де Бланшфор одновременно возглавляли обе эти организации. Однако с 1188 года они стали существовать как два отдельных ордена. Тамплиеры получили возможность следовать собственным курсом, а Сионский орден претерпел глобальную административную реорганизацию, после чего стал избирать собственного Великого Мастера, Первым таким Великим мастером был Жан де Жизор (*1, стр. 107).
В 1188 году Сионский орден изменил свое название и стал именоваться Сионским приоратом (новое имя сохранилось якобы до настоящего времени). А в качестве дополнительного названия он взял себе имя "Ормус", которое употреблялось предположительно до 1306 года. (Ормус в зороастрической философии и гностических текстах, обозначает принцип света). Согласно масонскому учению, Ормусом звали некоего египетского мудреца и мистика, жившего около 46 года н. э., сумевшего свести воедино языческие и христианские таинства. (*1, стр.108)
По многим документам Сионский орден всегда связывался с династией рода Меровингов, сверженной с престола в 8 веке. Но их род не угас, он продолжался по прямой линии от Дагобера II и его сына Сигизберта IV . Благодаря династическим и брачным союзам, потомком Меровингов был и Готфрид Булонский (основатель Сионского ордена).
С великой династией Меровингов связывают множество легенд и загадок. Она всегда была окружена ореолом магии волшебства и чудес. Согласно традиции, монархи - Меровинги были посвященными в тайные науки и эзотерические искусства. Их часто называли "королями-тавматургами". Благодаря некой чудесной силе они могли исцелять наложением рук. Говорят, что Меровинги обладали даром ясновидения и способностью мысленного общения с животными и растениями. И все они якобы с рождения были отмечены неким отличительным знаком, свидетельствующим об их священной крови. Сообщают, что этот знак имел форму красного креста и находился либо над сердцем (интересное предвестие будущей эмблемы тамплиеров), либо между лопатками (стр. 237).
Меровингов также часто называли "длинноволосыми королями". Они не стригли волосы, в которых, как и у Самсона, заключалась якобы их "добродетель" (vertu) - сущность и тайна их силы. Фактически Меровинги не считались королями в современном смысле этого слова. К ним относились как к царям-жрецам - воплощениям божества, наподобие, египетских фараонов. Меровинги совершали ритуалы, в которых было больше от жреческих, чем от королевских функций.
Легенды, окружающие Меровингов, оказались достойны эпохи короля Артура и романов о Граале. Как бы экстравагантны ни были легенды, они, по-видимому, покоились на неком вполне конкретном фундаменте.
Многие современные историки и писатели поставили перед собой задачу проследить род Меровингов вплоть до Древней Греции, а конкретнее - области, известной как Аркадия. Согласно этим документам, предки Меровингов были связаны с царским домом Аркадии. В последствии они якобы мигрировали и осели в районе нынешней Бельгии и Северной Франции, в окрестностях Арденна. Позже этот район получил название королевства Австразии. А "сердцем" Австразии была современная Лотарингия (подробнее см.*1, стр. 240).
И возможно не случайно тема Аркадии была излюбленной символической темой Рене д'Анжу.
Если в начале Рене был связан с Жанной д'Арк, а стало быть, и с военными действиями, то его дальнейшая карьера была связана с культурой и искусством. Будучи исключительно образованным человеком, Рене написал немало книг: среди них и стихи, и мистические аллегории, и своды турнирных правил. Не чужды были ему и заботы о просвещении (некоторое время на него работал Христофор Колумб). Переоценить же вклад Рене в развитие изотерической традиции просто невозможно. Кстати говоря, при его дворе находился еврейский астролог, каббалист и лекарь Жан Сен-Реми (который был дедом Нострадамуса).
Рене интересовался также историей рыцарства и романами об Артуре и Граале.
Было бы не корректно считать Рене д'Анжу главной движущей силой, стоявшей за феноменом, который получил название Ренессанса, но умолять его роль в этот период истории тоже не следует. Благодаря своим владениям в Италии, он провел в этой стране несколько лет; а благодаря своей близкой дружбе с правящим семейством Сфорца в Милане, он установил контакты с Медичи Флорентийскими. Есть множество оснований утверждать, что Козимо де Медичи приступил к своим проектам (которым было суждено преобразовать всю западную цивилизацию) по большей части под влиянием Рене.
В 1439 году, когда Рене находился в Италии, Козимо де Медичи разослал по всему миру своих слуг в поисках древних рукописей. Затем, в 1444 году, Козимо основал первую публичную библиотеку в Европе - библиотеку святого Марка, - и тем самым бросил вызов устоявшейся монополии церкви на образование. По заказу Козимо впервые был переведен корпус платонических, неоплатонических, пифагорейских, гностических и герметических текстов. Кроме того, распоряжению Козимо, во Флорентийском университете начали преподавать греческий язык - впервые в Европе за последние семь столетий. Он также основал Академию пифагорейских и платонических наук. Эта Академия стала первой, но не последней ласточкой: в скором времени аналогичные заведения появились во всех уголках итальянского полуострова. Рене д'Анжу не только внес вклад в образование этих академий, но также закрепил за ними одну из излюбленных символических тем - тему Аркадии. Безусловно, что именно в деятельности Рене мотив Аркадии впервые вышел на сцену западной пост христианской культуры (подробнее см. *1, стр.128). Так создавался оплот западной эзотерической традиции. Так начинался расцвет высокой культуры Ренессанса.