Хронология
Хронология Древней Греции
Крито-минойская цивилизация (XXX–XIIвв. до н.э.)
XXX–XXIII вв. до н.э. Раннеминойский (преддворцовый) период на Крите. Господство первобытных отношений.
XXII–XVIII вв. до н.э. Среднеминойский (старый дворцовый) период на Крите. Появление ранних государственных образований. Строительство «старых дворцов» в Кноссе, Фесте, Маллии, Като Закросе на Крите.
Середина XVIII–XII вв. до н.э. Позднеминойский (новый дворцовый) период на Крите. Расцвет крито-микенской цивилизации.
Крито-микенская цивилизация (XXIII–XII вв. до н. э.)
Эпоха расцвета морской державы на Крите — Минойского царства с прекрасными храмами, высокой культурой и древнейшей письменностью. Эта цивилизация по многим признакам напоминает древневосточные общества и может рассматриваться как преддверие и «античность» (древность) по отношению к самой античности. Этот период завершился серией природных катастроф. За ним последовала эпоха небольших царств (в Микенах, Аргосе, Тиринфе, Пилосе), окончившаяся Троянской войной и нашествием с севера диких племён дорийцев. Эпоха Троянской войны стала у позднейших эллинов легендарной, благодаря эпическим поэмам Гомера. Она означала и последний триумф царств микенской культуры, объединившихся для похода на Трою, и начало крушения этой цивилизации. В мифах греческие герои пали под Троей или на обратном пути на родину. А в реальной истории микенскую культуру привело к гибели дорийское вторжение.
Гомеровский период, «темные века» (XI–IX вв. до н.э.)
Этот период отличался глубоким упадком культуры, утратой письменности и большинства ремёсел, гибелью городов. У современных историков он получил название «тёмные века» или «греческое Средневековье».
Архаический период (VIII–VI вв. до н.э.)
За два века совершаются значительные открытия в различных областях науки, техники, общественных отношений. Определяются морально-этические принципы и эстетические идеалы, не утратившие своей роли в античном мире на всем протяжении его истории. Складываются наука и философия, литература и театр, спортивные состязания и ордерная система в архитектуре. Формируются основные черты греческого общества: чувство единства гражданского сообщества и состязательное начало. Развивается общественная архитектура, ведется строительство храмов богов-покровителей общины. Храм является моделью мира, где земля соединяется с небом. Происходит объединение Аттики в государство.
800–750 гг. до н.э. Эпические произведения Гомера. Складываются основы мифологии и эпической поэзии, передавшие в образной форме жизнь, духовные стремления и героические подвиги народа. Именно мифы являются основой всего последующего развития греческого искусства. В мифах дается представление о происхождении мира, об устройстве общества, описание богов-олимпийцев.
VIII в. Великая греческая колонизация. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей.
VII в. Орфическая религия олимпийских богов. Элевсинские мистерии.
776 г. до н.э. Первые общеэллинские Олимпийские игры.
640–559 гг. до н.э. Даты жизни законодателя и поэта Солона. В Малой Азии появляются первые философы (досократики), создаются философские школы. Натурфилософы (досократики): Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор.
624–546 гг. до н.э. Даты жизни Фалеса, который считается первым философом.
Классическая Греция (500–338 гг. до н.э.)
В этот период все созданные в архаическую эпоху явления культуры достигают подлинного совершенства. Свободолюбивый дух греков выражался в ощущении соразмерности мира и человека. Все в природе постоянно соотносилось с человеком и с пропорциями его тела.
500–449 гг. до н.э. Греко-персидские войны.
480–431 гг. до н.э. «Золотой век» Греции. Правление Перикла. Символом величайшего расцвета становится ансамбль Афинского Акрополя. Афины стали центром духовной жизни всей Эллады; под влиянием Фидия искусство стало в них законом, источником благороднейших влияний, идеалом образованности для всего эллинского мира. Из Малой Азии «привезена» философия: в Афины прибыл Анаксагор и основал школу. Сократ. Геродот дал исторический ключ к мифам.
431–404 гг. до н.э. Пелопоннесские войны: Афины против Спарты. Чума, падение Афин. Господство Спарты.
338 г. до н.э. Подчинение Греции Македонией (Филипп II).
Эллинизм (334–323 гг. до н.э.)
Период эллинизма начинается с подчинения греческих полисов Македонским царством и с великого Восточного похода Александра Македонского. Этот период характеризовался упадком политической свободы, непрерывными войнами, но и синтезом эллинской и восточной культур, накоплением обширных знаний в различных областях науки (главным научным центром становится город Александрия в Египте). Интересно, что в это время философия впервые становится популярной во всех слоях общества. Греческая философия выступает как панацея, сулящая человеку спасение и внутренний мир. Существуют четыре школы: скептическая, эпикурейская, киническая и стоическая, они получают широкое распространение в массах.
Эпоха господства Рима в Средиземноморье (323 г. до н.э.–476 г. н. э.)
Эпоха Эллинизма завершилась с нашествием римских легионов, которые практически полностью уничтожили все государственные образования, вышедшие из империи Александра Великого. Но культура побежденных оказала огромное влияние на Рим.