Главная страница сайта: Новый Акрополь101 причина, чтобы заняться философией     Записаться в философскую школу
Ваше имя 
Для связи 
Ваш город 
      7+2  =  ?
Нажимая кнопку «Отправить» вы выражаете
согласие с условиями пользовательского соглашения.

 

 
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения.
Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.


Анни Безант

АННИ БЕЗАНТ.

Анни Безант

(1847 - 1933)


   Анни Вуд родилась 1 октября 1847 г. в Чафам (Clapham), пригороде Лондона, в семье врача Ульяма Вуд(William Wood) и его жены Эмилии Морис (Emily Morris). Отец умер, когда Анни только-только исполнилось 5 лет. В семье не осталось никаких сбережений. Мать вынуждена было зарабатывать на свое собственное содержание уборщицей в местной школе, а свою дочь отдать в семью своей подруги, строгой кальвинистки Эллин Мэррэ (Ellen Marryat). В приемной семье девочку не только воспитывали в духе пуританизма, но и поощряли чтение художественной, назидательной, богословской и философской литературы, чему девочка предавалась всей душой.
   Восемнадцатилетней она встретилась с Франком Безант (Frank Besant), молодым викарием англиканской церкви в деревне Линкольншире (Lincolnshire), братом известного в Англии писателя Вальтера Безанта (Walter Besant) и через год вышла за него замуж. За четыре года совместной жизни матушка Анни родила дочь и сына и тщательно рассмотрела изнутри практическую жизнь церкви и верующих, в том числе - и своего ригористичного и, оказалось, духовно ограниченного мужа. В результате, она перестала посещать религиозные богослужения и собрания из-за чего муж выгнал ее с дочерью Мейксел (Maxell) из дому, оставив при себе сына Дигби (Digby). Из Линкольншира Анни Безант вернулась в Лондон, где ее поджидала безрадостная жизнь брошенной жены англиканского пастыря.
   Под влиянием произведений отказавшегося от церковного сана атеиста Чарльза Воиси (Charles Voysey), публичных дискуссий его единомышленников с богословами остатки религиозных верований Анни Безант развеваются прахом. Она становится атеисткой и в журнале, издаваемом свободомыслящим Томасом Скоттом, анонимно публикует свой первый памфлет. Вскоре она познакомилась с признанным главой английских свободомыслящих, известным английским философом Чарльзом Бредлоу (Charles Bradlaugh). Прослушав несколько его лекций и публичных выступления, Анни Безант поделилась с ним своими впечатлениями и затронула тему о своем трудоустройстве. По рекомендации философа она начинает читать публичные лекции и получила работу в журнале «Национальный реформатор» (The National Reformer), издаваемым Бредлоу. Вместе с этим она начала читать курс лекций для членов Национального Секулярного Общества (National Secular Society), руководителем которого был сам философ.
   Анни оказалась одаренным оратором, журналистом и организатором. Вскоре Анни Безант и Чарльз Бредлоу стали общепризнанными лидерами Британского Союза Свободомыслящих (British Freethought). В 1877 году она вместе с Бредлоу опубликовала написанную свободомыслящим Чарльзом Ноультоном (Charles Knowlton) книгу «Плоды философии» (The Fruits of Philosophy), в которой пропагандировался так называемый «контроль количества семьи» и защищалось право женщины на аборт. За публикацию этой книги Анни Безант и ее шефа присудили к шестимесячному тюремному заключения, а Франк Безант подал в суд на «морально разложившуюся жену» и отобрал у нее дочь Мейксл.
   Выйдя из тюрьмы, Анни Безант под своим именем опубликовала книгу «Закон популяции» (The Laws of Population), в которой еще более пристрастно пропагандировала «контроль семьи» и право женщины на аборт. В это же время Анни Безант приступила к созданию общественного движения за политическое равноправие женщин – движение суфражисток – и раз-за-разом подает в суд на предпринимателей, нарушающих равноправие женщине, повсеместно организовывает забастовки женщин и, отдельно, девушек. Как активнейшая участница общественных движений в Англии Анни Безант вместе с Бредлоу установили тесные дружеские отношения с английскими социалистами Эдвардом Эвелингом (Edward Aveling) и Бернардом Шоу (George Bernard Shaw), организаторами и руководителями фабианского общественного движения. Вскоре Анни и ее друзья стали активными участниками созданной при их участии Социалистической демократической федерации (Social Democratic Federation). В 1889 году Анни Безант с огромным преимуществом голосов была избрана и Лондонский школьный совет и была инициатором ряда прогрессивных нововведений в систему школьного образования.
   Кроме таланта оратора, журналиста и организатора Ани Безант проявила свое великое творческое трудолюбие и плодовитость. Одну за другой, еженедельно, она публикует статьи по проблемам свободомыслия и критики религии; издает ряд своих исследований и книг. Она систематически выступает в печатных и устных дискуссиях с теистами, с богословами, с церковными иерархами. Ко всему этому она написала научный труд, за который Лондонский университет присудил ей ученую степень доктора наук.
   В 1887 году она опубликовала свой всемирно известный атеистический очерк «Почему я не верую в Бога» (Why I Do Not Believe in God), который в англоязычных странах до сих пор называется: «Кредо атеизма». Кстати, в силу разных причин, в том числе по воле автора, полный текст этого очерка после его первого выхода не публиковался более 90 лет. Его текст был вторично воспроизведен только в «Антологии атеизма и рационализма» в 1980 году (An Anthology of Atheism and Rationalism? By Gordon Stein. Prometeus Books).
   В пике своей общественно-политической, литературной и атеистической деятельности Анни Безант заказали написать отзыв на книгу Елены Блаватской «Тайное учение» (The Secret Doctrine). Содержание книги, новизна прочитанного, стиль ее изложения и «доказательств» взволновали ее. Блаватская в это время находилась в Лондоне. Анни во что бы то ни стало решила встретиться с основательницей теософии. Блаватская сразу же покорила Анни своей харизмой. Анни на всех привычных для неё участках продолжала по инерции успешно работать, но про себя и для себя занялась чтением теософских произведений Блаватской. Скоро она завела дружбу с основательницей теософии и для проверки ее учения поехала в Индию.
   Здесь она занялась изучением «Бхагават Гиты» и других священных книг Индуизма, ради чего, прежде всего, и приехала в Индию. Но чтение чтением, а реальная социально-политическая обстановке в стране пребывания не могла оставить безучастной бурную и отзывчивую натуру Анни Безант. Нищета, бесправие в Индии – по сравнению с Англией - были поразительны. Было также поразительным единство всех слоев индийского народа в борьбе за «Гоумрул»(От английского выражения6 «Home Rule», буквально – «Домашний руль», домашнее управление. Так называлосьдвижение, борьба, за предоставление народу Индии права самому избирать свое самостоятельное правителтство страны. Родончальником и виднейшим руководителем гоумруля был национальный герой Индии Махатма Ганди.).
   При активнейшем участии Анни Безант в 1916 году создается Всеиндийская лига гоумруля (The Indian Home Rule League), президентом которой ее единодушно избирают. В 1917 году на основе Лиги гоумруля создается политическая партия «Индийский национальный конгресс» (The Indian National Congress), председателем которого стала Анни Безант. Президент Гоумрула и председатель Индийского Национального Конгресса действовала в полном единодушии с Махатмой Ганди – общепризнанным лидером национального движения. По индийской культурной и языковой традиции Анни Безант называли «Клешней Махатма Ганди».
   Приехавшая за теософской мудростью великая англичанка попутно в 1898 году учреждает Центральный индийский колледж в Бенаресе. В то же время она не забывала Англии, куда постоянно посылала свои статьи по вопросам социалистического движения, всячески поддерживает суфражисток. В связи с началом второй мировой войны 1914 года английские власти Индии «интернировали», поместили в закрытый военный лагерь, свою землячку.
   В конце 1889 году Анни Безант открыто объявляет о своей приверженности Теософии, вместе в Блаватской и ее ближайшим другом полковником Генри Олкоттом становится во главе всего теософского движения. Перебравшись на постоянное место жительства в Индию, она занялась распространением Теософии среди индусов.



   В 1891 году умирает Елена Блаватская, и теософское общество раскалывается на две группы: одну их них возглавляет Олкотт, а вторую – Безант. После смерти Олкотта (1907) обе группы теософов объединяются и во главе на 26 лет неизменным общепризнанным лидером становится Анни Безант. В это время ею написаны, совместно со своим ближайшим помощником и другом Чарльзом Вебстер Лидбитером (Charles Webster Leadbeater), наиболее читабельные статьи и книги по теософии.
   В 20-годах прошлого столетия Анни Безант вместе с Джидду Кришнамурти (Jiddu Krishnamurti), которого она объявила новым Мессией и воплощенным Буддой, совершает поездку по США и Англии. К ней возвращаются сын и дочь с семьями.
   Умерла Анни Безант 20 сентября 1933 года в Индии и похоронена на берегу моря в городе Адьяре.

использован материал с duluman.uath.org/Besant.htm

философская вечеринка



О «Новом Акрополе»
Что такое «Новый Акрополь»«Новый Акрополь» в РоссииКонтактная информация

Обучение
Курс «Философия для жизни»Семинар «Открой самого себя»Философская школаПрограммы для детейТворческие курсы

Деятельность
Культурный центрИздательствоДобровольческая деятельностьФестивалиФилософский киноклубХудожественные
мастерские
Новая книга: Хорхе Анхель Ливрага. Алхимик. По следам Джордано Бруно. В электронном виде книгу можно приобрести уже сейчас

Витамины для души
Философы и их ученияФилософия — в жизньКультуры и цивилизацииФотоальбомЛичности в историиСимволыПритчиМифы Афоризмы, цитатыПоэтические страницыПсихологические тесты
Адрес страницы: http://www.newacropol.ru/Alexandria/philosophy/Philosofs/EPB-spisok/teosophia/Bezant/

время сохранения: 1841 / 22600