Возвращение фараона. История открытия гробницы Тутанхамона

Дмитрий Петров

Возвращение фараона. История открытия гробницы ТутанхамонаДаже не особенно внимательному читателю, листавшему 30 ноября 1922 года свежий номер газеты «Таймс», не могли не броситься в глаза интригующие заголовки: «Египетское сокровище», «Важное открытие в Фивах», «Длительные поиски увенчались успехом»... В коротких заметках сообщалось, что «лорд Карнарвон и мистер Говард Картер показали большому числу собравшихся то, что обещает быть наиболее интересным открытием века в области египтологии. Находка состоит, кроме других предметов, из погребальных принадлежностей египетского царя Тутанхамона — одного из царей-еретиков XVIII династии, восстановившего культ Амона...».

Сообщение «Таймс», подхваченное мировой прессой, касалось события, которое стало одним из наиболее значительных в истории мировой археологии, настоящей сенсацией двадцатого века, — открытия гробницы Тутанхамона.

26 ноября 1922 года английский археолог Говард Картер стоял перед стеной, перегородившей обнаруженный им в скале коридор. Он пробил небольшое отверстие в левой верхней части замурованного проема, просунул туда свечу и заглянул внутрь. Постепенно глаза его привыкли к полумраку, и детали комнаты медленно выплыли из темноты.

В гробнице Тутанхамона. Статуя Анубиса
В гробнице Тутанхамона.
Статуя Анубиса

Он увидел странные фигуры зверей, статуи — и золото. Всюду мерцало золото. Победный крик замер у Картера на устах. Он молчал. Для тех, кто стоял в ожидании рядом с ним, эти мгновения казались вечностью. «Вы что-нибудь видите?» — спросил его Карнарвон, не в силах более выносить неизвестность. «О да, удивительные вещи», — единственное, что мог ответить археолог своему другу.

Так Картер описал в своей книге великий момент встречи Прошлого, Настоящего и Будущего.

Можно представить то чувство благоговения и замешательства, которое испытал ученый, попавший в покой, много веков назад запертый и запечатанный благочестивыми руками. В такие мгновения представления о времени как факторе человеческой жизни теряет всякий смысл. Сколько столетий пронеслось с тех пор, как в последний раз ступала по этому полу нога человека, но все вокруг напоминало о словно бы только что замершей жизни. Самый воздух был тем же, которым дышали те, кто нес фараона к месту его последнего отдохновения. Все это могло быть еще вчера. Время исчезло...

За всю историю археологических раскопок никому еще не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из темноты свет свечи Картера — первый луч света, прорезавший трехтысячелетний мрак.

Впервые после длительных раскопок в Долине Царей — ущелье на левом берегу Нила — была найдена практически нетронутая гробница, которая до сегодняшних дней является загадкой.


* * *

Чтобы попытаться оценить истинное значение открытия гробницы Тутанхамона для человека XX века, нужно хотя бы вкратце восстановить в памяти полную бурных событий историю Египта времен правления последних фараонов XVIII династии (1584 — 1342 гг. до н. э.)

Основатель XVIII династии правитель Фив фараон Яхмос I победоносно завершил дело своих предшественников и около 1560 г. до н. э. окончательно изгнал из Египта азиатские племена гиксосов, которые порабощали долину Нила почти полтора века. Вновь объединив страну, Яхмос положил начало новому периоду в истории Египта, так называемой эпохе Нового царства.

Аменхотеп III и Тейе
Аменхотеп III и Тейе

Преемники Яхмоса, особенно Тутмос I и его внук Тутмос III, достойно продолжили начатое им дело, и в годы правления фараона Аменхотепа III (1455-1424 гг. до н. э.), правнука Тутмоса III, Египет достиг такого могущества, каким не обладал ни до, ни после этого.

Власть фараона была священной, поскольку являлась выражением Божественного Закона. В сущности, власть принадлежала Богу-создателю. Царь исполнял на земле его волю и был лишь проводником Божественной сущности.

Для понимания того, что происходило в Египте во время царствования Тутанхамона, очень важным является странный, смутный период правления Аменхотепа IV, больше известного как Эхнатон (1364-1347 гг. до н. э.). В эти семнадцать лет произошел разрыв в плавном течении исторического развития Египта.

Семнадцать лет великих потрясений. Семнадцать лет религиозной революции. Семнадцать лет страданий и удивительных откровений.

Эхнатон
Эхнатон

Личность Эхнатона спорна и загадочна. О нем существуют самые разные мнения, часто полярные. Одни считают его образцом идеального правителя, супруга, отца. Другие утверждают, что в истории Египта не было более талантливого и яркого поэта, чем Эхнатон. Его называют проповедником, художником, ученым и философом, так и не понятым до сих пор. И тут же, в противовес этим характеристикам, задаются вопросы: а не был ли Эхнатон рабом какого-то физического недостатка или просто душевнобольным?

Письменных источников времен царствования Эхнатона не так много, поэтому многие черты этой тревожной эпохи все еще остаются неясными. Однако некоторые сведения дошли до нас. Попробуем вкратце объяснить, в чем же состоял беспримерный переворот Эхнатона.

Египетская традиция своими корнями уходит в далекое прошлое человечества и насчитывает не одно тысячелетие. Согласно ей, в Египте всегда царствовали боги — великие верховные невидимые существа, которые проявляли свою волю на земле через посредников — фараонов и коллегии жрецов.

Тутанхамон в образе Амона
Тутанхамон в образе Амона

Древнейшая из них — коллегия Амона — существовала в Фивах. В течение многих тысячелетий Амон-Ра был главным богом Египта. Он являл собой великое таинство и олицетворял Солнце — владыку всех людей и всего сущего. Амон — душа Солнца, — проявляясь через внешнее физическое тело — Ра, — вдохновлял и давал силы всей Солнечной системе.

В египетском пантеоне практически не было изображений Амона-Ра. Присутствие бога обозначали его следами на стенах храмов и дорогах, ведущих к святыням. Амон — таинственное, скрытое божество, великий дух, безграничный, неведомый и неуловимый.

Жрецы Амона-Ра работали в так называемых Домах Жизни, которые существовали всегда рядом с храмами и пирамидами Египта. Каждый Дом Жизни посвящался определенному божеству и являлся одновременно университетом, школой, где ученикам передавались знания о вселенной, природе, человеке, и центром религиозных культов, где хранились священные символы, «двери, ведущие к Божеству». Коллегии жрецов обладали большими возможностями и нередко решали судьбу Египта. Решали по праву, так как именно они были хранителями тысячелетних знаний и традиций.

Эхнатон ни с кем не собирался делиться властью. Он решил, что ему надлежит восстановить естественный порядок вещей и доказать, что фараон — единственный властелин Египта. Эхнатон выступил против культа Амона-Ра, против таинств, сокровенного и древнейшего института Мистерий. Распахиваются врата храмов, святыни и символы, открытые для всех, профанизируются. Основывается новый культ — культ видимого, проявленного божества Атона, бога солнечного диска.

Эхнатон поклоняется Атону
Эхнатон поклоняется Атону

Эта подмена религии стала самым великим и самым страшным деянием Эхнатона.

Фараон меняет имя. Отказавшись от данного ему при рождении имени Аменхотеп, в состав которого входит имя Амона, он называет себя Эхнатоном, то есть «полезным Атону» или, что вероятнее, «действенным духом Атона». Отныне власть царя хранит бог Атон. Меняется религия, а вместе с ней и судьба Египта.

Эхнатон стремился полностью порвать с традиционными религиозными представлениями, обычаями и искусством, отказаться от мифологии, прежних морально-этических норм и даже традиционных представлений о загробной жизни. Заупокойный культ продолжал существовать и при Эхнатоне, но он потерял свой изначальный смысл и превратился просто в обрядность.

Для Эхнатона Фивы становятся тяжким бременем, которое он желает сбросить. Он принимает решение основать новый город во славу Атона. Новый государственный бог должен пребывать в совершенно чистом месте. Фараон дает ему обитель — город Ахетатон, то есть «Горизонт Атона».

Город Атона построили очень быстро, что объясняется подчас заурядным качеством сооружений. Сердце города — великий храм Атона. Огромный дом для нового божества не был похож на все другие храмы Египта. Здесь не было таинственных залов, где укрывались святыни, все было напоказ. Великий алтарь Атона располагался под открытым небом.

Но это было еще не все. Упраздняются культы других богов, они объявляются еретическими, из картушей вырезаются их имена, что для египетского менталитета равнозначно их уничтожению.

Внешняя политика Эхнатона была губительной. В это время на границах стало беспокойно, соседние народы искали возможность завоевать Египет.

Первые фараоны XVIII династии понимали, что миролюбие приведет страну к гибели. А Эхнатон предпочитает обмениваться с соседями подарками. Фараон бездействует. И Атон становится для Египта символом ослабления государства. Бог, которого выбрал Эхнатон, отнял у народа мужество и предал военное призвание великих фараонов XVIII династии. В царствование Эхнатона рухнула великая египетская империя.

Конец царствования Эхнатона до сих пор окутан тайной. На этот счет существует множество теорий. Может быть, царь, погрузившись в апатию, оказался не в состоянии контролировать события или впал в безумие, отказываясь понимать всю серьезность положения.

О смерти фараона ничего не известно. По некоторым сведениям, он не был погребен в огромной семейной усыпальнице, его тело растерзали и бросили собакам. Ахетатон был покинут людьми и погрузился в безмолвие пустыни.

Тутанхамон в 9 лет
Тутанхамон в 9 лет

В пору окончания губительного царствования Эхнатона Египет пребывает в упадке. Всюду царит зло. От южных до северных пределов, от Элефантины до болот дельты Нила храмы богов стоят в запустении. Святилища заброшены, от них остались лишь руины. Часовни поросли травой. Традиционного богослужения нет. Боги покинули Египет. В этот момент Тутанхамон восходит на трон.

Царевич Тутанхамон жил при дворе в Ахетатоне. В 1347 г. до н. э., девяти лет от роду, он стал фараоном. Значение его имени точно не известно: «Атон, дающий жизнь», «Живой образец Атона» или «Сильна жизнь Атона».

Венчание на царство произошло в Фивах.

Постепенно Тутанхатон превращается в Тутанхамона — как и Эхнатон, он меняет имя. Перед молодым царем лежит тяжелейшая задача — вернуть свою державу на истинный путь.

Тутанхамон и его сподвижники — полководец Хоремхеб, советник Эйе — полны решимости поднять из руин храмы и памятники, сделать все, чтобы Египет вновь стал «возлюбленным сыном богов». Во все концы государства отправляются группы мастеров, каменщиков и ваятелей. Возводятся статуи в честь богов. В городах расцветает жизнь.

Уроки генерала Хоремхеба, который был Посвященным в тайные знания египетских жрецов, превыше всего ставящим правду и справедливость, очень пригодились Тутанхамону. Восстанавливаются границы страны, Египет возвращает свое влияние.

Юному фараону предрекали блистательное будущее. Но боги рассудили иначе. Восемнадцатилетний Тутанхамон умирает.

За 70 дней траура спешно и тайно создается усыпальница для царя.


* * *

...История открытия гробницы Тутанхамона — это чудо, сказка, ожившая легенда. День, когда отворились двери усыпальницы, — великий день не только для египтологов и людей науки. Это откровение для всего человечества, связанное с возвращением Египта из забвения.

Лорд Карнарвон
Лорд Карнарвон

Для выполнения этой миссии Судьба свела вместе двух удивительных людей, совершенно противоположных по натуре и характеру, но прекрасно дополнявших друг друга.

Лорд Карнарвон — английский аристократ, наследник огромного состояния, настоящий джентльмен и путешественник, совершивший кругосветное плавание, спортсмен и собиратель произведений искусства, реалист в поступках и романтик в чувствах, искатель приключений и неисправимый мечтатель. Страсть к автомобильному спорту приводит к коренному перелому в его жизни: он попадает в катастрофу, последствием которой становится поражение дыхательных путей; приступы удушья делают для него невозможным пребывание в Англии зимой. Так в 1903 г. он впервые попадает в Египет.

Карнарвон влюбляется в Египет, начинает изучать историю и культуру древней цивилизации. Уже в 1906 г. он приступает к самостоятельным раскопкам, но очень скоро видит, что его сил, знаний и опыта явно недостаточно. Он просит у директора Каирского музея знаменитого профессора Масперо помощи, и тот рекомендует ему Говарда Картера.

Картер был прекрасным исследователем и ученым, скрупулезным до педантизма, настоящим практиком и при этом очень смелым и мужественным человеком. Нередко ему с оружием в руках приходилось отражать нашествия банд искателей кладов, и из этих схваток ученый-воин всегда выходил победителем.

Говард Картер
Говард Картер

Карнарвон и Картер начали совместные работы в 1916 году. Уже тогда они решили, что должны найти совершенно определенную гробницу — гробницу фараона Тутанхамона. Это казалось явной утопией, ведь Долина Царей была буквально перерыта вдоль и поперек. Весь ученый мир решительно склонялся к мысли, что время великих открытий в Долине Царей миновало.

Нужно было упрямо верить и мечтать, чтобы вопреки здравому смыслу взяться за такую трудную задачу. История открытия показывает, как Судьба ведет великих людей к победе. Картер и Карнарвон проводили раскопки в течение шести лет. С самого начала им удалось напасть на то место, где и было впоследствии сделано открытие.

По иронии судьбы исследователи, находясь в двух шагах от цели и раскопав буквально все, не затронули только небольшой треугольник, на котором стояли хижины древних строителей гробницы. Жизнь словно бы проверяла их веру и терпение.

Вход в гробницу 1
Вход в гробницу 1
Вход в гробницу 2
Вход в гробницу 2

После четырех лет безуспешных раскопок они отправляются в другое место, но и там за два года не находят ничего ценного.

После долгих колебаний Карнарвон и Картер решают посвятить Долине Царей еще одну, последнюю зиму.

И вот они возвращаются туда, где начинали работу, на то место, где находились лачуги рабочих и кучи камня. Первые же удары кирки открыли вход в гробницу Тутанхамона.

К тому моменту, когда произошло это счастливое событие, Карнарвона не было в Египте. Уставший от череды неудач, он уезжает в Лондон. Всего двенадцать ступеней отделяло Говарда Картера от двери с печатями царского некрополя, за которыми его ждали несметные богатства и величайшие открытия.

Трудно не восхищаться самообладанием и благородством ученого, который, вопреки всем искушениям, засыпает раскоп и нескончаемых три недели ждет возвращения своего друга, чтобы разделить с ним радость победы.

25 ноября 1922 года труды этих двух замечательных людей увенчались беспримерным открытием.


* * *

История любит парадоксы. Тутанхамон — для египтологов самый неизвестный и незначительный фараон во всей египетской истории — благодаря открытию гробницы встретился со своей судьбой. Почти через три тысячелетия после смерти ему суждено было стать одним из светочей культуры человечества.

Тутанхамон вернулся к людям в XX веке — в мир, пропитанный материализмом, раздираемый войнами и противоречиями, полный страдания, боли и слез. Вернулся для того, чтобы напомнить о ценностях, которые не могут исчезнуть, о Вечном и Подлинном. Тутанхамон через века пронес весть об истинной реальности, о жизни и смерти, о тайне бытия и еще о чем-то, что выше всяких слов.

Лампа
Лампа

Гробница Тутанхамона и то, что с ней связано, — это целый мир. Она содержит очень много сокровищ, но не это самое главное, были усыпальницы намного роскошнее и богаче. В гробнице Тутанхамона по крупицам собраны все элементы, повествующие будущим поколениям о сокровенной истории необыкновенной цивилизации. Многие факты свидетельствуют в пользу того, что эта гробница имела особую цель: в эпоху, когда Египет и его народ будет оторван от своих корней, от традиции, она должна была стать своего рода зерном для новых времен, чтобы люди могли узнать о сокровенном, о существовании Таинств.

Египтяне знали, что не бывает мертвых храмов, гробниц, предметов, что все в природе живое. Вещь может быть Символом, местом обитания невидимого существа, которое через нее передает людям свое благословение и силу. Такие вещи не исчезают. Они могут скрыться на какое-то время, даже на сотни и тысячи лет, в ожидании того мгновения, когда придут люди, для которых они предназначены, которые должны будут дать этим живым вещам возможность вновь проявлять свою суть.

В гробнице
В гробнице

Усыпальница юного царя дала исследователям массу сведений по истории Египта, многочисленные сокровища искусства, уникальные предметы. Но существеннее всего то, что гробница Тутанхамона является неоценимым свидетельством представлений египтян о бытии, о жизни и смерти, посланцем традиционной философии древней цивилизации.

Для египтян не существовало смерти. Они рассматривали ее как переход в иное измерение, немногим отличающееся от сна, когда душа просто оставляет тело и продолжает путешествовать, но уже не по земным, а по небесным дорогам. Она ищет свои истоки, стремится домой, к своей звезде, к Амону, к Вечному Сокровенному Свету, туда, где обитает подлинное знание и мудрость, где возможна встреча с любимыми существами, сопровождающими ее в небесной стране. Жизнь рассматривалась лишь как подготовка к смерти.

Ушебти
Ушебти

Путешествие души, скованной ограничениями материального тела или свободной от них, и на небе и на земле, должно было происходить сознательно, с открытыми глазами и сердцем. Самое страшное, что происходит на земле, — это впадение в беспамятство, забвение о путешествии, об истоках, о доме, вечном и прекрасном. Этот сон египтяне считали настоящей смертью, смертью души.

Самое трудное и опасное время для души — период после смерти, когда она как бы предоставлена самой себе. После смерти душа проходит через испытания, западни и ловушки, где проверяются ее достоинства, приобретенные за прожитую жизнь. Она встречается с разрушительными силами, демонами ночи, которых вновь должна победить, собрав всю накопленную силу, мудрость, опыт и добродетель. Небесная родина, как и все в этой жизни, не обретается просто — она завоевывается, ее надо заслужить.

В Древнем Египте очень важными для души считались первые семь недель после смерти (в неделе было 10 дней) — этот период был связан с астрономическим циклом звезды Сириус, которая для египтян символизировала Сокровенный Свет, Благодать. Сириус — глаз созвездия Пса, сердце Галактики, звезда, которая напоминает душе во время жизни и после смерти о цели путешествия.

В гробнице Тутанхамона. Статуя Анубиса
Анубис

Семьдесят дней в году Сириус не виден на ночном небе. Поэтому этот период так труден для души: она не видит цели, теряет на время свет звезды-покровителя. Сердце может забыть, ради чего оно путешествует.

Египтяне строили гробницы для того, чтобы помочь душе приобрести силу для испытаний, найти путеводную звезду, вырваться из темницы плоти и вернуться домой.

Гробница Тутанхамона — единственная дошедшая до наших дней в нетронутом виде усыпальница царя, где эти воззрения древних отражены наиболее полно. К сожалению, рамки статьи не позволяют подробно рассмотреть богатейшую символику гробницы, раскрыть сущность загадочного ритуала мумификации. Об этом речь пойдет дальше.

За все двести лет существования археологии как науки ни одно открытие не получило такой широкой известности, как находка усыпальницы юного фараона.


* * *

Печать Анубиса
Печать Анубиса

У всякого настоящего открытия есть и обратная сторона, связанная с легендами, которые рождаются в ходе исследования. Гробница Тутанхамона — не исключение. Находка породила очень много вопросов, загадок и сенсаций; справедливости ради надо сказать, что они возникали не на пустом месте. Одна из них — так называемое «проклятие фараона», связанное с таинственной смертью чуть ли не двадцати человек, участвовавших в свое время в раскопках. Разговоры о «проклятии фараона» начались сразу после смерти лорда Карнарвона. Он скончался 5 апреля 1923 года от укуса москита после тщетной трехнедельной борьбы с болезнью, так и не увидев мумии и саркофага царя. В час его смерти в Каире произошла необъяснимая авария электросети. В последующие месяцы умерли сводный брат лорда, его сиделка, врач, проводивший рентген мумии, американский миллиардер, посетивший гробницу, а также некоторые другие ученые и простые посетители. К 1930 году из числа непосредственных участников раскопок остался в живых только Говард Картер.

Посмертная маска Тутанамона
Посмертная маска Тутанамона

Это далеко не единственная загадка гробницы. Можно смело сказать, что до сих пор не удалось полностью оценить, понять, осмыслить значение находки английских археологов. Можно только гадать, сколько подобных чудес еще не явлены миру. Египет хранит свои тайны в ожидании тех времен, когда человечество будет готово принять весть, привет из далекого прошлого, которое часто оказывается ближе настоящего.


* * *

...В гробнице, в комнате, названной сокровищницей, был найден контейнер, изображающий бога Осириса. В нем находился песок Нила, засеянный зерном. Это «Осирис прорастающий». Зерно прорастает, выходит из «тела Осириса», и из смерти рождается жизнь. Это еще одно послание Тутанхамона. Никто и ничто не умирает. Все меняется, все трансформируется. Жизнь и смерть — две стороны единой Жизни.

Тутанхамон вернулся к нам, перейдя из одного мира в другой, пронеся через века свет и славу Египта. Его юное лицо спокойно, бесконечно красиво и безмятежно. На нем лежит отпечаток знания, мудрости и истины. Он улыбается. Прошло более трех тысяч лет, и он рад, что Встреча состоялась. Кто кого ждал? Он знает, что не могло быть иначе. И в этом — единственная правда.




Приглашаем на курс лекций «Философия и психология Востока и Запада»


Раздел:
Исследователи Древнего Египта 

Читайте на сайте:
Древний Египет: история, культура



Волгоград
19 мая (воскресенье), 16:00




Реклама
__________
бет бум букмекерская контора . Сертификат ИСО 9001 - что это такое и как получить
___


Наш телефон:
8 495 973-11-63

Написать письмо



Яндекс.Метрика
 

© 1986–2022
«Новый Акрополь»


Политика конфиденциальности