Философская гостиная. Роль философа в современном мире.
Всемирному Дню философии посвящается
17 ноября 2012 (суббота) в 18:00
Роль философа в современном мире. Разговор с философом
в рамках " Философского фестиваля" состоится встреча с преподавателем Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)
Анатолием Валериановичем Ахутиным.
Вход бесплатный
Анатолий Валерианович Ахутин
Родился в 1940 г. в Ленинграде.
Окончил химический факультет МГУ, а затем аспирантуру того же факультета по специальности физическая химия.
Кандидат химических наук (1965).
Член Ученого Совета Института синергийной антропологии.
В 1965-1988 гг. работал в Институте истории естествознания и техники,
в 1988 г. перешел в Институт философии, где работал до 1991 г.
Со студенческих лет занимался философией, сначала самостоятельно, затем в различных кружках и семинарах.
С 1967 г. член и сотрудник группы "Диалог культур", которую возглавлял В.С. Библер.
Основные работы:
«Поворотные времена»
«Античные начала философии»
В настоящее время преподает на философском факультете Российского государственного гуманитарного университета,
читает курсы лекций «Введение в философию» и «Философия культуры».
Из аннотации к курсу "Введение в философию"
...ознакомление с типологией философских систем и философских дисциплин скорее уводит от философии и приводит к тому,
что в философии привыкают видеть склад метафизических измышлений, мировоззренческих доктрин или "мудрых" учений неопределенного жанра.
Эта неопределенность приводит далее к тому, что философию спутывают либо с наукой, ожидая найти в ней своего рода науку наук,
либо с некой жизненной мудростью вообще, выражаемой притчами или мнимо поэтическими изречениями,
либо с религиозной пропедевтикой, либо с типами мировоззрений. Между тем, дело философии, напротив, вполне определенно и строго...
Трудность в том, что особенный (специальный) характер философского дела, кажется, противоречит универсальности ее тем и общезначимости ее проблем.
...Понятое в строгом смысле введение в философию предполагает в первую очередь:
1. уяснение особого характера философского уморасположения - расположения человека к радикальному самосознанию,
к уяснению своего положения в мире;
2. уяснение особого характера философского мышления: что значит собственно философствовать;
соответственно, усвоение своеобразного искусства чтения философского текста;
3. открытие источника философствования в существе человеческого бытия и приведение в действие, пробуждение этого философствующего начала,
единственно в котором можно найти аутентичные входы как в исторические системы философии, так и в современную философскую озадаченность;
4. установление изначального и ведущего вопроса, каждый раз заново порождающего философию
и связующего принципиально различные системы в общее ─ и строгое ─ дело философии.
...На пороге долгого изучения философских доктрин необходимо заранее сформировать сократическое расположение ума:
умение открывать незнание в собственном знании, дискутировать с собой как с другим и с другим как с собой,
усваивать философские учения как новых участников этого внутреннего разговора с самим собой.
Для этого необходимо:
1. деконструировать сформированные в школе стереотипы мысли, поставить под сомнение выученные знания, бездумно усвоенные понятия,
научить сознательно разуметь то, что, кажется, разумеется само собой.
2. Научить сомневаться, ставить вопросы, озадачиваться, иначе говоря, уметь мыслить критично, самостоятельно, свободно.
Это и есть - специальность философии.
3. Научить работать с классическими философскими текстами. Искусство чтения оригинального философского произведения не состоит в усвоении авторитетной
доктрины, оно сообщает читателю действующую там, в тексте, энергию авторской мысли.
Об отметках и оценках
...Я считаю 100 бальную систему оценки чрезмерно педантичной. Тем более,
что оценка умения философствовать вообще проблематична. Поддается оценке только отношение студента к делу,
а не так называемая успеваемость. Отношение же к делу вполне может быть оценена четырьмя позициями:
отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно.
Все прочее будет в той или иной мере фикцией. Поскольку цель философии - высвободить мысль,
считаю совершенно недопустимым каким бы то ни было образом публиковать эти оценки,
они должны оставаться интимным делом администрации.
Другие мероприятия Фестиваля-2012 «Философия как образ жизни»