Главная страница сайта: Новый Акрополь101 причина, чтобы заняться философией     Записаться в философскую школу
Ваше имя 
Для связи 
Ваш город 
      7+2  =  ?
Нажимая кнопку «Отправить» вы выражаете
согласие с условиями пользовательского соглашения.

 

 
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения.
Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.



Герб Москвы

Культурный центр «Новый Акрополь» в Москве

Телефоны
  • на Сретенке: (495) 973-11-63    
  • на Старой Басманной: (916) 559-51-49
  • на Арбате: (917) 534-16-93
  • на Цветном бульваре: (925) 478-89-42
  • в Зеленограде: (916) 374-13-74

 

Лекторий в Москве

 

Москва (на Старой Басманной)

Лекторий
Петроглифы Карелии и мира

Петроглифы Карелии и мира

На лекции рассматриваются крупнейшие и наиболее важные памятники древнего наскального искусства мира, в том числе номинированные в качестве объектов Всемирного наследия.

Главное внимание будет уделено наскальным изображениям Карелии, обоснованию их значимости, роли и места в контексте подобных памятников Северной Европы.


Тезисы

Древние наскальные изображения стоят у истоков изобразительного искусства человечества. В нем в специфической форме отражены важнейшие для человека стороны жизни: сам человек и окружающий его мир, батальные, охотничьи и ритуальные сцены, полностью понятные только самим создателям и их современникам. Выбивки на скалах или петроглифы представлены в разных концах земного шара. На территории Северной Фенноскандии известно пять крупных концентраций наскальных изображений (среди них две в Карелии), имеющие как сходные черты, обусловленные близкими природными условиями и хозяйственными занятиями населения, так и различия, связанные со временем создания, техническими приемами, идеологическими и эстетическими предпочтениями.

Петроглифы Онежского озера и дельты реки Выг относятся к эпохе неолита, отдаленной от наших дней на 6-7 тыс. лет. Они функционировали менее одной тысячи лет, в отличие от аналогичных памятников Северной Европы (в Швеции, Норвегии, на Кольском п-ове и др.), существовавших три и даже больше тысячелетий. При этом прослеживаются убедительные следы контактов между создателями рисунков на р. Выг и восточном побережье Онежского озера.

Сегодня исключительную важность приобретает задача всесторонней и качественной документации, от решения которой напрямую зависит и интерпретация изобразительных материалов. Разрабатываются новые более точные методы поиска и документирования, происходит процесс редокументирования. Внедряются цифровые технологии, идет подготовка электронных баз данных и публикация полных и максимально точных каталогов петроглифов.

В центре внимания древних художников Северной Фенноскандии – сцены охоты, узнаваемые изображения животных, бытовые и ритуальные композиции, а также загадочные фигуры, понять смысл которых почти невозможно. Особой ценностью обладают антропоморфные фигуры – люди той далекой эпохи во всем многообразии их деятельности: плывущие на лодках, идущие на лыжах, стреляющие из луков, танцующие. Нередкие сцены эротического содержания свидетельствуют, очевидно, о важности продолжения рода.

Одной из сложнейших проблем является интерпретация наскальных образов. Исследователи чаще всего применяют этнографический и мифологический подходы. Однако, следует иметь в виду, что такие методы малоприменимы к реконструкции доэтнических сообществ эпохи неолита Карелии. Видимо, понимание семантической стороны наших северных петроглифов доступно сейчас в той или иной степени на уровне первичных архетипов.

В наше время особую значимость и остроту приобретает проблема сбережения и использования подобных объектов культурного наследия в туристско-образовательных целях. Петроглифы Карелии стали настоящим брендом, постоянно растет число желающих увидеть их на месте. Очень востребованы научно-популярные издания на эту тему. Однако для сохранения и использования петроглифов и окружающей территории необходимы музеи-заповедники, которых уже немало в мире, но в Росси почти нет.

ЛекторЛобанова Надежда Валентиновнакандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского Научного Центра РАН. Ведущий специалист по карельским петроглифам
Вход свободный
Фотографии

Фестиваль науки

7:Moscow-ea:123: 


Адрес: Москва, ул. Старая Басманная, д. 12, стр. 2 (м.Курская, Красные ворота)Продолжительность: 1.5ч.


 






 




Страница Лектория в Москве


 
 



философская вечеринка



О «Новом Акрополе»
Что такое «Новый Акрополь»«Новый Акрополь» в РоссииКонтактная информация

Обучение
Курс «Философия для жизни»Семинар «Открой самого себя»Философская школаПрограммы для детейТворческие курсы

Деятельность
Культурный центрИздательствоДобровольческая деятельностьФестивалиФилософский киноклубХудожественные
мастерские
Новая книга: Хорхе Анхель Ливрага. Алхимик. По следам Джордано Бруно. В электронном виде книгу можно приобрести уже сейчас

Витамины для души
Философы и их ученияФилософия — в жизньКультуры и цивилизацииФотоальбомЛичности в историиСимволыПритчиМифы Афоризмы, цитатыПоэтические страницыПсихологические тесты
обновлено1545149937