Храм Духа. Николай Рерих и Мария Тенишева

Храм Духа во Фленово
Храм Духа во Фленово

«Мне захотелось увенчать свое создание [школу] храмом Божиим».

Так началось строительство Храма Духа.

Не доверяя себе, Тенишева в поисках образа храма обращается сначала к профессору Прахову, затем к архитектору Суслову, авторитетам в своем деле. Но все предложенные проекты не удовлетворили Марию Клавдиевну, и она сама создает макет.

Освящение места постройки церкви во Фленово
Освящение места постройки церкви во Фленово

«В то время я тяжело страдала мучительной нервной болезнью и едва находила силы утром встать с постели, добрести до моей мастерской, чтобы там, в каком-то духовном самозабвении, умиротворенная, в смирении, целыми днями неустанно работать, живя единственным желанием выразить тот образ, который смутно жил в моей душе. Было сделано две модели. Первую я по окончании совсем абраковала, вторая же все более и более подходила к моему внутреннему чувству, отвечала ему и, наконец, поправленная и дополненная, вылилась в форму, встречавшую одобрение даже у самых равнодушных людей...»
М. К. Тенишева. Из книги «Впечатления моей жизни»

Николай Константинович Рерих
Николай Константинович Рерих

Тенишева отходит от канонов современной церковной архитектуры. Она пытается соединить образы русской старины, впечатления, вынесенные из своих путешествий по Русскому Северу, с силуэтами местной природы.

Николай Константинович Рерих, с которым Мария Тенишева познакомилась в 1903 году, поддерживает её и помогает в строительстве. Эскизы и росписи внутреннего убранства храма, мозаика на фасаде — в этих работах открылись новые грани таланта Рериха.

Н. К. Рерих с сыновьями во время работы над росписями Храма. 1911 г.
Н. К. Рерих с сыновьями во время работы над росписями Храма. 1911 г.

«"Царица небесная на берегу Реки Жизни". Пламенные, золотисто-алые, багряные, рдяные сонмы сил небесных, стены зданий, развёртывающихся над облаками, посреди них Царица Небесная в белом платье, а внизу неяркий облачный день и студёные воды будничной реки жизни. что странно поражает и, быть может, прилекает в этой композиции, это то, что, хотя все элементы в ней по-видимому византийские, она носит чисто буддийский, тибетский характер. белая ли одежда Богоматери среди пурпурных сонмов, или теснота сил небесных над тусклым простором земли дают это впечатление, но в этой иконе почувствовано нечто более древнее и восточное. Глубоко интересно, какое впечатление будет производить она, когда заполнит собою всё пространство главного нефа церкви над низким деревянным иконостасом.»
М. Волошин

«Спас нерукотворный». Мозаика на портале Храма Духа. Выполнена по эскизу Н. К. Рериха
«Спас нерукотворный».
Мозаика на портале Храма Духа.
Выполнена по эскизу Н. К. Рериха

«Мы решили назвать этот храм Храмом Духа. Причём центральное место в нём должно было занимать изображение Матери Мира. та совместная работа, которая связывала нас и раньше, ещё более кристаллизовалась на общих помыслах о Храме. все мысли о синтезе всех иконографических представлений доставляли живейшую радость. Много должно было быть сделано в Храме, о чём знали мы лишь из внутренних бесед.»
Н. К. Рерих

Храм Духа во Фленово
Храм Духа во Фленово

В 1910 году легли первые росписи на стены Храма. В 1911 помочь отцу во Флёново приехали Юрий и Святослав Рерихи. Сама Тенишева сделала для церкви эмалевый напрестольный крест, над которым долго трудилась в своей мастерской.

«На высокой, красивой горе, покрытой соснами, елями и липами, с необозримым кругозором» был воздвигнут храм, напоминающий одновремено древнюю пирамиду, русский шатёр и буддийскую пагоду.
Как итог совместной работы звучит оценка Рериха: «Этот завершительный завет Марии Клавдиевны в Талашкине, ещё раз показал, что верною осталась она своему изначальному устремлению строить и верить в будущее и новое.»

 




Реклама
__________
металлоконструкции в краснодаре - сайты. . скачать pdf commander активированный
___


Наш телефон:
8 495 973-11-63

Написать письмо



Яндекс.Метрика
 

© 1986–2022
«Новый Акрополь»


Политика конфиденциальности