Вацлав Дворжецкий. Свобода быть, или Дороги, которые нас выбирают

«Вацлав Дворжецкий. Свобода быть, или Дороги, которые нас выбирают».
Встреча с Ривой Левите


В Москве 24 июля в 18:00

 
Женя с отцомФилософский киноклуб в этот раз посвящен Вацлаву Дворжецкому, известному актеру театра и кино, человеку, для которого в жизни и творчестве всегда главным оставалось понятие внутренней свободы, верности призванию и своим принципам.
В девятнадцать он попал в сталинские лагеря, на четырнадцать лет с небольшим перерывом. И несмотря на трагедию обстоятельств и нечеловеческие условия, остался Человеком, а кроме того художником, не перестающим удивляться миру, красоте природы, людей. Быть самим собой – вот тот стержень, который позволили ему не просто выживать, а Жить и продолжать любить жизнь. Его сыновья Владислав и Евгений, которых многие помнят по фильмам отечественного кинематографа («Капитан Немо», «Бег», «Земля Санникова», «Узник замка Иф», «Королева Марго») унаследовали эти качества отца, и в их судьбах – актерских и человеческих - они были определяющими.


В этот вечер мы встретимся с заслуженным деятелем искусств России Ривой Левите, театральным режиссером и педагогом, преподавателем нижегородского театрального училища и супругой Вацлава Яновича Дворжецкого.


Вацлав Дворжецкий

В 19 лет в Киеве, окончив актерский курс при польском театре и будучи студентом Политехнического института вместе с друзьями-единомышленниками создал группу «ГОЛ» - Группа освобождения личности. За которую и получил 57 статью со всеми вытекающими последствиями.


Вацлав Дворжецкий. Родители“Что мы там делали? Собирались изредка вечерами у кого-нибудь на квартире или в общежитии, читали Гегеля, Шопенгауэра, Спенсера, вслух читали. Разбирали, спорили. Говорили о свободе мнений, о свободе совести, о праве на убеждения, ратовали за открытые дискуссии, за свободу слова и печати, за свободу разных партий…»

(В. Дворжецкий “Пути больших этапов»)


Послереволюционная жизнь оказалась полной новых запретов и ограничений. Раньше боролись с царем, капталистами, пришла советская власть, и – вроде бы нет врага, но и свободы не прибавилось. Делай, что велят и не высовывайся. «Тупость, ограниченность, муштра… А личность, где она? Что с ней? Интеллигенция замерла. Вокруг – «советские служащие». Если кто из студентов чем-то выделялся, он – «белая ворона»!... Ой, как хотелось расшуровать, раскачать, сдвинуть что-то с прямолинейности, «ковырнуть корку», заглянуть в середку, взровать, увидеть, услышать, попробовать…»


Такие мысли, мягко, гвооря, не приветствовались. И вот – одиночная камера. Потом Медвежьегорск, Тулома, Вайгач, попытка побега. Освобождение. Небольшая «передышка» в Омске ( именно тогда родился старший сын Владислав), и снова арест.


Вацлав ДворжецкийРаботая на закладке свинцового рудника на о. Вайгач Дворжецкий «не мечтал о свободе. свобода была всегда внутри меня», он испытывал счастье от того, что может созерцать первозданную природу Заполярья, встречать солнце (в условиях тамошнего климата, оно нечастый гость) , разливающее свет на белизне снегов... Будучи актером от бога, не мог не искать возможности для творчества. И нашел. Сначала на Вайгаче обнаружился Клуб для зека, где создал "Живгазету", а потом все это переросло в театральный коллектив со своими постановками, репетициями, режиссерами, музыкантами - благо людей интеллигентных и имеющих отношение к искусству в лагерях хватало.


Грязный сырой барак. Затхлость, теснота. Изможденные, полуопустившиеся люди (но - люди!). И он ночью, несмотря на неуспыный контроль надзирателя, собрал всех и читал им "Принцессу Грезу" Ростана.


Люблю мою Грезу прекрасную,

принцессу мою светлооокую,

мечту дорогую, неясну - далекую!


Люблю - и ответа не жду я...


А они - плакали...


Есть преображающая сила у искусства, и она становится явственной, когда действует во имя любви.


В конце своей книги, которую Вацлав Дворжецкий писал практическим слепым, он вспоминал:

"...мне всегда было важно сознание того, что ты сам волен распоряжаться своей жизнью, волен решать жить или не жить...Я САМ ХОЧУ ОСТАТЬСЯ В ЭТОМ ТЕАТРЕ ( лагерь в Туломе - пр.а.). Хорошо, что театр есть, что можно заниматься любимым делом, искусством помогать людям остаться людьми, сохранить или обрести достоинство! Ну это ли не счастье! Это ли не святая миссия! Не надо изменять делу, к которому призван судьбой. Надо работать!"


Рива Левите


Вацлав Дворжецкий и Рива ЛевитеРива Левите – человек легендарный. В ее судьбе было многое – счастливое московское довоенное детство, занятия в студии, руководительницей которой была Анна Гавриловна Бовшик, ученица Станиславского. Учеба в юридическом институте. Война: вместе с однокурсниками копали оборонительные рвы под Москвой. Мечта о театре и поступление в студию легендарного Завадского (во время войны!), затем – режиссерский факультет ГИТИСа, мастерская Николая Петрова, куда вместе с Анатолием Эфросом поступали сразу на 2 курс, не успев еще окончить актерскую студию. Распределение в далекий Омск. Сама выбрала уехать: оставаться в Москве можно было, но только на вторых ролях, не режиссером – помощником, вторым и т.д. А она мечтала ставить спектакли, и ее первый, дипломный опыт был очень удачным.


Омский театр, и – судьбоносная встреча с Вацлавом Дворжецким. Человеком сложившимся, взрослым (таким ей он тогда казался – все-таки старше на целых 13 лет!), отец двоих – Тани и Владика (которого многие впоследствии узнали как харизматичного и неповторимого актера Владислава Дворжецкого, сыгравшего Хлудова в «Беге», романтического Капитана Немо в одноименной экранизации). Вацлав Дворжецкий успел к тому времени дважды «посетить» сталинские лагеря. Не лучший выбор для комсомолки, о чем молодому и перспективному режиссеру Левите не преминули намекнуть в горкоме. Но и для него и для нее все уже было решено, и доброжелатели от Советов не могли изменить судьбу и начинающуюся великую любовь.


«Страха вообще у меня никогда не было. Я иногда говорила, что если бы так много вокруг меня не было бы контрдействий, может быть, я бы и не решилась не такое. Потому что плюс к увлеченности, к влюбленности и всего прочего, во мне уже просто проснулся азарт бойца, борца за свою любовь».



Они прожили вместе 40 лет и 3 года. Вырастили удивительного сына Женю, которого, наверняка, тоже многие знают – актер Российского молодежного театра Евгений Дворжецкий.


Жизни актерская - это не только феерический карнавал, это будни, тяжелые, радостные. А еще дети - сложные, яркие, каждый со своей индивидуальностью. Они все были ее детьми – и Владик, и Таня, и, конечно же, младший - Женя. А она – мамой. И не только им, но и многим, кто встречается на ее пути – Жениным одноклассникам, многие из которых до сих пор хранят с Ривой нежную дружбу, однокурсникам, ученикам, друзьям... Ее на всех хватает. Ее мудрости, такта и безграничной любви. И хватает до сих пор.


Нет Владика, нет Вацлава, нет и Жени… Уже давно. Но у тех, кто знает Риву, вовсе нет такого ощущения. Потому что она – связующее звено, она не просто хранит память и верность дорогим любимым ее людям, она делает все возможное, чтобы их жизнь, их опыт стали достоянием многих, которые очень и очень в этом нуждаются. Рива – стоик. Открытый, добрый, удивительный человек. Без игры и кокетства, лоска и пафоса -Счастливый.

«Счастье - это результат духовной, душевной работы»
(фрагмент интервью c Ривой Левите, 2010 г.)






Реклама
__________
___


Наш телефон:
8 495 973-11-63

Написать письмо



Яндекс.Метрика
 

© 1986–2022
«Новый Акрополь»


Политика конфиденциальности