Встреча с имам-хатыбом мечети на Поклонной горе Шамилем Аляутдиновым

24 августа 2006 г. в Культурном центре "Новый Акрополь" в рамках проекта "Диалог религий" прошла встреча с имамом-хатыбом московской Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамилем Аляутдиновым. Шамиль Рифатович рассказал слушателям Культурного центра об истории и этике Ислама.

Встреча с имамом-хатыбом Шамилем Аляутдиновым в Культурном Центре Новый Акрополь Я сейчас в дороге просматривал книгу, там хорошо сказано: жизнь каждого из людей, жизнь одного человека - это большая наука. Жизнь школы, детского сада, микрорайона, города - это вообще огромный мир.
Но если говорить о мусульманах, о них часто говорят бредовые, порой глупые идеи. В одном из голливудских фильмов актер сказал, что, выходя на уличный бой, после 200-го удара он уже боль не чувствует. У меня давно сложилось такое впечатление, что столь много за последние годы столько плохого говорилось, и уже все эмоции направлены в большей степени на то, чтобы сделать что-то положительное, чтобы люди просто могли что-то достоверное узнать. Сейчас в мире около 1 млрд мусульман, это цифра настоящего времени.
Если вернуться назад, была эпоха арабского халифата, османского халифата.
Один из востоковедов в последнем номере журнала "Форбс" очень язвительно писал (я был удивлен, насколько можно со знанием дела так нехорошо написать), что мы зашли в 21-й век, век межнациональных и межконфессиональных конфликтов. На этом мнении, по его словам, сходится большое количество политологов и историков. Потом он так обустраивает одну цитату из Корана, после прочтения которой, у меня было такое впечатление, как в фильмах, что просто берут человека, привязывают к стулу и бьют, а он ничего ответить не может.
Хотя он интересно сказал, что мусульмане находятся последние 100 лет в состоянии обиженных, приниженных, униженных, и поэтому всякое проявляется. Есть тонкость. Османской империи порядка 600 лет, на пике своего рассвета она существовала 300 лет. Времена арабского халифата - это не пустыни Саудовской Аравии, а это Средняя Азия, частично, Андалузия.
По-моему, тоже в журнале "Форбс" была про Испанию интересная статья, где приводятся слова одного поэта о том, что на место той высокой культуры, которая была во времена арабского халифата на территории Испании, пришли дикие люди. И хотя многие памятники культуры в первые же века такого грубого захвата были уничтожены, но до сих пор там еще что-то осталось. Кто бывал в Испании, видел фрагменты зданий времен османской культуры. В другом номере "Форбс" была цитата о том, что уничтожили очень высокую культуру, архитектуру. Поэтому, если говорить только о настоящем времени, - это миллиард с лишним человек.
Если говорить об исламе, любой живой человек пытается найти для себя что-то воодушевляющее как в окружающем мире, так и в той религии, которую он исповедует, старается брать, что помогает ему жить.
Мне кажется, многих из Вас здесь объединяет то, что вот такое красивое помещение, так все ваши лица и ваши взгляды светятся, вас объединяют какие-то светлые нотки бытия. Внешне такое небольшое здание и вдруг такой длинный, длиннющий коридор. Это тоже о многом говорит. Каждый видит свое, слышит свое, по своему анализирует. Все люди разные, у каждого человека есть определенный подход, и есть умение управлять собой (в чем религия занимает, наверное, одно из главных мест).
Что Вам было бы интересно? Если брать меня с точки зрения изучения Ислама, мне 32 года, из них последние 15 лет я профессионально занимаюсь изучением Ислама, имею 2 высших образования в Египте, написано несколько книг. Последние 9 лет - это проповедничество в мемориальной мечети на Поклонной горе. Ислам для меня - тема не чужая, не говоря о том, что я сам являюсь мусульманином. То есть, одно, когда изучаешь, не являясь таковым, другое это когда являешься, и все это изучение принимает иной облик. Что Вам было бы интересно?

Вопрос

Я преподаватель, и очень часто рассказываю студентам о разных религиях. Представьте себе, что вот перед вами студенты 17, 18 и 19 лет. Как за полтора часа рассказать им об Исламе в наше время? Самые главные, самые красивые вещи?

Встреча с имамом-хатыбом Шамилем Аляутдиновым в Культурном Центре Новый АкропольУ каждой ситуации есть разные стороны. Каждый человек, например, здесь покричит, нагрубит, а тут вежливый, аккуратный и этичный. Все достаточно изменчиво, и понятное дело, система ценностей не зависит от людей, но в то же время от людей можно всегда ждать самое разное.
Что касается Вашего вопроса, постараюсь уложиться в 10 минут.
Возьму основную вещь. Есть шесть столпов веры, есть пять столпов религиозной практики. Если брать мусульманское богословие - это священный Коран. Бывают самые разные издания, но перевод священного Корана, какой бы он супервеликолепный не был, он священным писанием не является. Священное писание только на языке оригинала, на арабском языке. И понятное дело, что смысл, тонкости толкования, какие-то нюансы зависят от того, что человек для себя или общество в этот исторический период открывает. Влияет, конечно, и соответствующий подход, и образованность, не только знание языка, но и многое другое.
В тоже время мусульманское богословие, в отличие в том числе от христианства, имеет очень четкую основу. Есть высказывания самого пророка Мухаммеда, его действия, поступки. В общем-то так исторически получилось, что, например, в иудаизме и христианстве этого нет. О Моисее нет такого выверенного, что он сказал, как жил. В христианстве, если Вы посмотрите, проанализируете, в большей степени все проговаривалось в последующем апостолами.
А в Исламе, если мы возьмем мусульманское богословие, книги, которые были написаны 1000 лет назад, 800 лет назад и 1300 лет назад (все эти книги у меня на полке могут быть, они переиздаются), они были написаны сразу в первые годы и десятилетия. Особенно после смерти пророка Мухаммеда была целая очень жесткая система выверения достоверности высказываний, потому что людям присуще что-то додумать, дополнить. Сверяли с тем, как слышали несколько человек, вся цепочка достоверности, это целая отдельная наука.
Поэтому когда человек работает с мусульманским богословием, он имеет очень достаточно четкие представления, он владеет информацией, у него четко все расставлено по местам. От кого это передавалось, насколько это достоверно и какие грани, какие были комментарии по этому поводу, и вот сам текст высказываний лежит. То есть вот на этих вещах выстраивалось все, любая проповедь, высказывания пророка.
Если переходить на реального человека, начать со становления мусульманина, бытности мусульманина, для него есть 6 столпов веры.

Первое - это вера в Бога.
Я часто сталкивался, что говорится: Аллах мусульманам вот это говорит, вот это говорит... Но в арабском языке, как в английском языке, есть понятие определенного артикля. И вот слово Аллах состоит из 2 частей -- из определенного артикля и слова "Бог, Божество". И получается при воссоединении двух частей "Аллах", то есть определенный Бог. То есть ему присуще только божественное. К тому же 99 имен Всевышнего есть, там, всеслышащий, всезнающий, всеосведомленный, властелин судного дня, милостивый и т.д., - то есть, то, что для человека непостижимо. Всевышний бесконечно щедр, бесконечно мудр, но для человека есть к чему стремиться, - к мудрости, милосердию, щедрости и т.д.
То есть под "Аллах" подразумевается единственность Творца, и все то, что присуще Богу.
Первый постулат веры как таковой - принцип единобожия.
И с точки зрения Ислама, с точки зрения мусульман, первый, один из столпов - вера в Бога. Потом идет вера в то, что есть мир Ангелов. Но это не ангелочки, которые в голливудских фильмах, например, мужчины с такими большими крыльями... С точки зрения Ислама Ангелы сотворены из света. Человек сотворен из глины, изначально Адама Всевышний сотворил своим повелением. Мы в жизни можем многое увидеть, когда современная наука, химия, может из совершенно непохожих материалов делать что-то, то есть вещь может резко видоизменяться и совершенно не быть похожей на то, из чего ее сделали. Бог сотворил человека из глины, но понятно, что человек не высохнет как глина и не рассыпется. Ангелы являются одними из величайших творений по своей величественности. То есть планета Земля для них - это просто как на уровне какого-то мячика может быть. Ангелы могут материализовываться, быть рядом с людьми в облике человека, в чем-то ему помогать. Ангелы прилетели к пророкам, в чем-то им содействовали. Архангел Гавриил передавал божественные писания Иисусу, Мухаммеду. У Ангелов есть определенные функции, в том числе на уровне управления ветрами, планетами и т.д. Они во всем покорны Всевышнему и выполняют все по его велению.
То есть, вера в Бога, вера в мир Ангелов.
Встреча с имамом-хатыбом Шамилем Аляутдиновым в Культурном Центре Новый АкропольСвященное писание. Самое основное - это конечно изветсные Ветхий завет, Новый завет и др. С точки зрения христианства самого какие-то евангелия были канонизированы, какие-то не были канонизированы. Здесь тоже с точки зрения Ислама, принимайте во внимание то или иное искажение, изменение, которое получилось на протяжении веков. Ну и Коран. То есть, с точки зрения Ислама один из столпов веры то, что у людей были священные писания, у человечества, не только один Коран. И вера в то, что они были, это один из постулатов веры.
Потом, вера в пророков. В одном из высказываний пророк Мухаммед говорит о том, что было порядка 126 тысяч пророков посланников Божьих. В любом случае, там нет категоричности этого высказывания, какой-нибудь ограниченности. Но суть в том, что это более 100 тысяч человек. И тем более, история до сих пор копает, когда же все-таки человек появился на планете Земля, до сих пор наука до конца сказать не может. И мусульманское богословие никак не отвечает на вопрос, когда с точки зрения Ислама появился первый человек. Такого вообще в мусульманской истории нет. И смысла, можно сказать, в этом нет, и просто таких цифр, понятия цифр просто нет. Единственное - что Адам и Ева, первые люди на Земле, низведенные Божьим велением с рая. В этом есть Божественный умысел, первым посланником Божьим был Адам, и уже в последующем, Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед. Но опять же, если брать последних двух, то в одном из своих высказываний пророк Мухаммед говорит, что «нет более близкого, чем я, к Иисусу, между нами 600 лет».
Если представить те времена, это же не времена библиотек, Интернета и т.д. Это просто пустыня, где информации нет. Когда говорят, что вот Мухаммед такого понаписал… Надо в общем смотреть на сегодняшнюю Саудовскую Аравию, если Вы там были. Это только 50 лет назад у них появилась нефть, а еще 50 лет назад это были обычные бедуины, которые там жили.
Многие статьи в 2000 году говорили, - конец света. Но 1400 лет назад пророк сказал, что точки зрения жизни у человека не должно быть конца, должно быть всегда продолжение. И не надо сидеть и ждать, когда же будет конец света.
Вера в пророков, во всех абсолютно пророков -- посланников Божьих. Это тоже один из постулатов веры.
Вера в судный день (то же самое понятие конца света). То есть человек должен понимать, что есть такое понятие, как судный день. Есть описание, есть тонкости, и в священном писании про это говорится, и в высказываниях пророка. Целая громадная тема - судный день. Суть его в том, что человек на этой Земле живет только один раз, умирает, после его смерти душа покоится в мире душ, тело становится частью земли. В судный день (один из постулатов веры -- вера в судный день) человеку отвечать перед Богом в том, как он прожил эту жизнь. Хорошо /нет, с верой /без и т.д.
Есть высказывания пророка, передаваемое как: «Всевышний сказал». Эти высказывания не относятся к священному Корану, это отдельные писания, а там как часть - высказывания пророка. Там говорится, что в судный день, когда уже обитатели ада окажутся в аду, обитатели рая - в раю, на самой облегченной ступени ада форма наказания, - это когда у человека на ногах горящая обувь, и она его настолько прогревает, что кипят его мозги, как в котле. То есть это самое такое облегченное.
Понятие ада, я в последнее время старался на эту тему писать, очень сложно, потому что восприятие человеческое мирское и сложно сделать какой-то мостик. Там интересная тонкость, что Всевышний скажет людям, которые на этой самой высокой, самой облегченной ступени в аду. Он обратится к ним со словами: "Если бы у Вас была возможность в мирской обители откупиться от этих мучений, то Вы сделали бы это? ". Они ответят: "Да". И идет такая реплика Всевышнего: "А я от Вас совершенно ничего не просил, кроме как всего лишь того, чтобы Вы поклонялись только мне одному, не приписывая кого-либо мне в сотоварищи". То есть, я от Вас не просил даже, чтобы Вы чем-то жертвовали, от чего-то отказывались, а всего лишь Вам нужно было уверовать в единственного Творца. И Вы даже этого не смогли сделать.
И целая отдельная тема судный день.
Встреча с имамом-хатыбом Шамилем Аляутдиновым в Культурном Центре Новый АкропольМне пришлось несколько крупных исследований написать на эту тему, чтобы хоть какой-то вклад внести в некоторого рода разрушение этого стереотипа, что у мусульман все предопределено, и даже мусульмане не так думают, все предопределено, и даже арабский менталитет под жарким солнцем такой степенный, медленный, что все само собой образуется, произойдет. Хотя конечно, многие современные арабы, если брать Арабские Эмираты, они уже давно поняли, что нужно на самом деле лучше работать, умело вкладывать и мозги, и финансы для того, чтобы быть авангардом завтрашнего дня.
Человек видит то, что ему выгоднее. Если он сонный и ленивый, понятное дело, он найдет себе то, что предопределение и все, вообще все само собой образуется. Но с точки зрения Ислама понятие предопределение - само слово неверно переведено на русский язык. Суть в том, что изначально все Богу известно о том, что произойдет и как произойдет, но у каждого человека есть определенный выбор. Но что выберет человек, Всевышнему просто изначально известно. Но эта известность никак не управляет человеком, то есть человек сам выбирает. Человек не может посмотреть на то, что будет завтра, а Всевышнему это изначально известно, и чем все это закончится, не только жизнь, но и многое другое. И поэтому у человека есть право выбора. Понятие предопределено в большей степени касается того, что есть какой-то процент права выбора, а есть вещи, которые от нас не зависят. Они Всевышним изначально определены. Мы не выбираем себе родителей, место смерти, очень часто мы не выбираем себе сотрудников, тех, кто нами руководит. То есть разное там: дождь идет или солнечная погода. То есть, огромное количество вещей, которые уже определены, они таковы и изменить их мы никак не можем. Вот эти столпы веры. Столпы религиозной практики.
И есть такое опять же понятие - обязательная молитва.
Сейчас более-менее последние 2 года призадумались, что вроде бы среди нас, россиян, тоже больше 10% мусульман есть, раньше об этом никто не думал. Тут террористический акт показывают, а тут сразу молящихся людей в мечети. Тут какого-то боевика, "Коммерсант-Власть" обычно очень часто это любили, там Басаева, еще кого-нибудь, когда он молится, и тут с автоматами, еще с надписью, со всеми делами. Очень хорошо. Я когда в Башкирии оказался, ко мне старичок подошел и говорит: "Когда же у Вас в Москве прекратят все эти нехорошие вещи по телевидению показывать? Мы всегда с христианами, у нас вообще и разделения-то не было, там мусульмане, христиане нормально бок о бок мирно жили, а у Вас там постоянно смотришь, головы рубят и рубят, и один и тот же кадр показывают и показывают. Сколько можно? Ну просто издевательство..." Он прав был, конечно. Но последние 2 года вроде бы призадумались, что это все может определенно нехорошо кончиться. И опять ж, Черкизовский рынок нам тоже говорит, что нужно призадуматься, хотя нужно было намного раньше. У нас менталитет, наверное, такой, пока гром не грянет... Ну ментальность, ничего не поделаешь. Это должны многие годы проходить, десятилетия, чтобы что-то изменялось в менталитете.
Обязательная молитва, никак не связанная ни с автоматами, ни с чем остальным. Обязательную молитву человек может совершить и где-то в пути, в какой-то сложной ситуации отменить. Если он путник - сократить. То есть, есть понятие ритуальной чистоты. Хотя в новостях где-то было, что человек в самолете, обычно часто бывает, если в самолете молится человек, его взяли и с самолета сняли за то, что он молился. Как раз начали уже СМИ реагировать, по-моему, власти в Англии уже переходят определенную черту, так уже можно дойти до маразма.
Есть понятие обязательного поста. Пост в месяц рамадан в сентябре примерно 24-го начинается. Это сейчас в последние годы освещается по телевидению, можно услышать об этом.
Милостыня в пользу неимущих и бедных, это только для имущих людей.
И паломничество в Мекку. У нас обычно почему-то трагическое обычно с этим связывают, хотя стараются как-то освещать. Опять же, очень часто по телевидению про хадж, паломничество говорят. Канал "Россия" несколько раз в новостях говорил, когда уже заканчивается хадж, там 40 миллионов, еще чего-то, потом говорят, что когда человек совершит паломничество, после этого, такой вот ритуал важный в его жизни, он может одеть зеленую чалму... С точки зрения Ислама это ну... не то что глупость, а просто человек улыбнется и скажет: ну это что? И это центральный канал, 9-часовые новости. Зеленую чалму! Ну что поделаешь.
Вот эти 5 столпов религиозной практики. Я думаю, можно перейти ко второму вопросу.

Вопрос

Я задам вопрос, он неоднократно звучит. С одной стороны, зная, об Исламе как о религии достаточно миролюбивой, и от Вас мы сейчас услышали, что в ней звучат общечеловеческие ценности. Но есть и другая сторона… Как это все-таки увязывается?

Другая сторона, Вы не договорили, но я договорю. У нас есть такая тонкость. Вот, например, произошел взрыв на Черкизовском рынке. Если вот такого рода вещь увязывать, например, с руководством района, они же не причастны к этому совершенно. Руководство рынка совершенно не причастно к тому, что там что-то свалилось. Если что-то свалилось, архитектора и кого-то еще начинают находить. Но представьте себе, когда 10 миллионов в Москве, сколько преступлений ежедневно происходит, огромное количество, это понятное дело, что если все будут показывать. Мы просто не то чтобы в монастырь с вами закроемся, но я думаю, что, как говорят в Японии, 60% людей рабочего населения живут в постоянном стрессе, здесь просто мы жить не сможем. И в том-то и дело, что как преподносить. Представьте себе, миллиард с лишним.
Встреча с имамом-хатыбом Шамилем Аляутдиновым в Культурном Центре Новый АкропольМы часто с вами слышим про Бразилию или Латинскую Америку, или про Кубу в новостях? Интересно, один из наших политологов на одной из передач, очень грамотный, говорит, вот про эти государства мы с вами вообще не слышим. Почему? Почему все заняты этим Востоком, мусульманами, арабами. Почему? Хотя есть много других, проблемных государств, о которых никто ничего не говорит. И одновременно есть геополитически интересы, тот же самый Афганистан. На талибах там чего только не сделали. Но если бы вернуть Советский Союз и Америку, поставить их и сказать: будьте любезны отвечать за это. Ну представьте себе, Москва -- громадный город. Приедет та же самая Америка, она скажет, что здесь такое количество преступлений, что здесь нужно делать конкретную зачистку, здесь люди просто не умеют управлять собой. И то же самое, если Афганистан взять, за последние 20 лет там чего-то изменилось? Ведь просто постоянное состояние войны. И понятное дело, что люди, которые выросли на войне, они только автоматы и умеют в руках держать.
И поэтому опять же, если брать геополитические интересы, аналитики и политологи если анализируют, - чьи интересы, интересов мусульман?
Взрывы "близнецов" или еще что-то произошло, - абсолютно не в их интересах. То есть здесь понять, что за этим стоит, довольно сложно. Есть натуральные наемники, целая армия, которая финансируется кем, я не знаю. Спонсируют уничтожение людей.
Мне сказали, вот, там в Иране какая-то выставка или еще что-то, каково ваше мнение? Я говорю, я в жизни в Иране не был, какое мое мнение может быть о том, что они делают и как они делают, плохо или хорошо. Я даже эту выставку и не видел. А у нас получается, что за мусульман говорят все, кто угодно, но только не они.

Вопрос

Можно я уточню тогда? Дело в том, ну так по крайней мере звучит из СМИ, что многие радикальные движения в качестве своей идеологии обозначают мусульманство. Это что, это какое-то передергивание или это…?

Встреча с имамом-хатыбом Шамилем Аляутдиновым в Культурном Центре Новый АкропольЗдесь очень сложно. Если Вы поднимете историю крестоносцев… Бывают разные периоды, если их поднимать и смотреть, что там творилось и вытворялось, мусульмане, даже те радикальные, которые есть, они не делают того, что тогда делали крестоносцы. Если поднимать монгольское иго, что происходило, в том числе, и на русских территориях, на мусульманских территориях, не только на российских территориях, - это ни с чем не сравнить. И поэтому на сегодняшний день, я и говорю, что вот миллиард людей, происходит какое-то событие и там, например, мусульманские имена - все, его вытаскивают, его так раскручивают, что куда деваться.
Тот же самый Иран, он 4-е место по добыче нефти занимает. И очень хорошо сказал их президент, что атомное оружие - это для нас вчерашний день, нам это не нужно. Ему в свое время навязали войну 8 лет между Ираном и Ираком, и его никто не слушает, его никакое сообщество не защищало, а просто только спонсировали уничтожение людей с двух сторон. И кто спонсировал? Не мусульмане. И здесь можно говорить, но тот же самый Иран. У меня знакомый дипломат, он обычный, из бывшего Советского Союза, очень много по миру ездит, и в одном из азиатских государств в МИДе работает. И он говорит, когда я собирался отправиться в Иран, у меня было представление, что это такое средневековье, ну что в СМИ пишется.
Он говорит, что «я приехал, там, да, женщины одеты по-мусульмански, да, но совершенно разные и по разному одеваются». Он того, что себе представлял, не увидел. Он был шокирован, что там совершенно все по-другому. «Это Европа, но в мусульманском обличье», - он сказал. Человек очень светский. Но когда он поехал в Лондон, уж Лондон настолько с точки зрения пиар раскручен... Один человек, который 7 лет там учился, получал высшее образование и защитил кандидатскую, он тоже присутствовал при этом разговоре. Мы втроем были, я его просил, мне интересно послушать его впечатления про Лондон, он был там. И интересно, они оба согласились, с точки зрения современных экономических цифр, они экономисты, и говорят, что если раньше была реальная экономическая сила и мощь, обеспеченность была 70%, а 30% было пиара, то на сегодняшний день 80% пиара, а 20% это реально то, что есть вообще.
И поэтому этот человек, когда приехал в Лондон, он был вообще удивлен. Он себе таким его не представлял. Он сам мусульманин, и он говорит, они обвиняют постоянно мусульман, что они живут на каких-то обычаях и традициях, тут все. Он зашел в их парламент, кресло, на котором сидит их королева: «Я свою маму на это кресло не посажу». Но это традиция, то есть она на нем сидит. Парламент, который показывают крупно за счет возможностей именно камеры, он такой узкий - там высокий человек вот так нагибается. Квартиры, знаете, как хрущевки, малогабаритные. То есть, все эти нюансы. Обычно пиар представляет: Лондон - это что-то. На самом деле там ничего такого нет. Абсолютно. Поэтому, если Вы в Эмиратах не были? Вот съездите в Эмираты и посмотрите. Люди сначала говорят: какие арабы ленивые, и какие мусульмане… А когда побывают, у них вот так вот глаза. То есть они нигде такого не видели просто. Люди, побывавшие в Америке, и там, и сям. Как развиваются Эмираты! Там даже с высоты полета самолета: города сделаны, например, в форме сокола или еще какой-то формы, целые города. Люди в пустыне делают горнолыжные курорты! Такие вещи вытворяют необычайнейшие! Нам про это никто не говорит, об Эмиратах мы нигде не слышим.
В свое время один человек дал мне книгу по пиару. Мы живем в период пиара, как это все преподносят. У Ислама черный пиар, ничего не поделаешь на сегодняшний день.
А понятное дело, что среди миллиона горожан в Москве огромное количество самых разных преступников, идиотов и самых разных хороших людей. А среди миллиарда посмотрите? А тем более, если развязаны конфликты совершенно не мусульманами, десятилетиями. В том-то и дело, что человек, когда он находится в разных ситуациях и общается с разными людьми, ездит по разным городам, странам, если есть знакомые люди, мусульмане, - для них представление Ислама совершенно другое. Те, кто никак не сталкивался с Исламом, для них Ислам - это что-то такое неопределенное.
Есть такой момент, я сам, например, удивляюсь: почему не мусульмане этнические становятся мусульманами? Но вот даже в интернете мне приходит огромное количество писем, порядка 300 в неделю, и имена очень часто русские. Когда в мечеть приходит кто-то, я говорю: «Послушайте, что такого хорошего в Исламе нашли, я не пойму?». То есть газеты, телевидение, столько плохого - что Вы там нашли? А они говорят: «Об Исламе постоянно говорят, такая идеологическая махина громадная, объединяет огромное количество людей, наверное что-то в этом есть. И тем более такая история». Если они были бы 14 веков такими террористами, как Басаев или Бен Ладен, они имели бы такую культуру и продержались бы на протяжении стольких веков, на такие территории распространились бы?
И как говорят, мусульмане огнем и мечом… Огнем и мечом крестоносцы вон прошлись, где-нибудь они остановились? Нет. Монголы прошли огнем и мечом, где-нибудь их культура осталась? Нет. Мусульмане, докуда они дошли, они везде остались. Вот докуда смогли дойти, везде остались, кроме Андалузии. Но если проанализировать Андалузию, там просто всех вырезали - и евреев, и мусульман, они просто вырезали всех. Поэтому там никого не осталось.

Вопрос

У меня два вопроса в одном. Первый, продолжая вот ту же тему, ну то что Вы говорите, это абсолютно понятно и по поводу СМИ, и по поводу стереотипов определенных. Но лично я много раз слышал вопрос, на который достаточно сложно ответить, когда со ссылкой на Священное писание говорят: объясните, почему в Исламе существует такая формула: «убей неверного», и с ней связывают воинственность Ислама, с ней связывают воинственные настроения внутри Ислама. Это одна часть вопроса.
А другая часть то, что достаточно близко нам, мы пытаемся это тоже в нашей Школе изучать, что роднит Ислам с другими религиями, не только с этой авраамической ветвью - иудаизм, христианство, а, например, с восточными религиями, с религиями, которые многие и религиями не считают, скажем, религии Древней Америки. Вот это две части вопроса, их можно как-то объединить?


Встреча с имамом-хатыбом Шамилем Аляутдиновым в Культурном Центре Новый АкропольВо-первых, "убей неверного" - такого в Коране нет. Я еще лет 8 назад, когда столкнулся с этим, написал материал по этому поводу. Он в свое время даже на уровне правительства принимался. Если брать Библию, то там Вы найдете намного более жесткие и жестокие высказывания. Я не говорю о том, что это неверно, надо учитывать, на том этапе какие ситуации и что было. И суть в том, как то или иное трактуется. У мусульман, если брать Коран, то не получится выдернуть цитату, как из книги, из текста. С точки зрения Ислама все очень взаимосвязано.
Даже говорят, что с точки зрения Ислама если человек вероотступник - заслуживает смертной казни. Для меня, как для человека обычного (я родился и вырос в Москве, в обычной мусульманской семье, не какой-то суперрелигиозной), для меня тоже был вопрос: почему? Вроде бы в Исламе нет принуждения к религии, а почему тогда? Но потом, когда моя специализация была мусульманское богословие, шариат, многие годы я читал много литературы, когда учился, я для себя ответ нашел. В том числе подтверждение в реалиях нашего современного мира. То есть, например, даже в современной Америке предатель родины в большей степени - это смертная казнь. В понятиях России тоже может быть тюремный срок заключения. То есть разные ситуации, вплоть до смертной казни. Это в сегодняшнем цивилизованном, светском и демократическом подходе к вещам.
И в том-то и дело, что еще 14 веков, вроде бы бедуины, вроде бы такие глупые, но система ценностей, система государственности уже тогда была, и здесь сам смысл - сохранить. И человек в выборе веры совершенно свободен. До сих пор в арабском мире живут и мусульмане, и христиане, никаких проблем. В том же самом Каире есть огромная церковь. Когда в Каире был, включили телевизор, я спиной к нему был, на чистейшем, красивейшем языке и постоянно слово "Аллах, Аллах", я думаю что это какой-то проповедник выступает, поворачиваюсь, а там их патриарх выступает. В таком неописуемом эффектном одеянии, на таком чистейшем арабском языке говорит. Это у нас русский язык литературный и разговорный близки друг к другу, а в арабском языке очень отдалены литературный и разговорный диалект. А здесь на таком чистейшем языке, и вот постоянно о Боге, о морали, о сотворении мира, о ценностях, такая проповедь, я с удовольствием ее прослушал.
В том-то и дело, что если бы было такое, как Вы говорите, "убей неверного", понятное дело, что мусульмане никогда с христианами не жили бы, ни с язычниками тем более вместе не жили бы, ни с другими, просто ни с кем рядом не жили бы. А если посмотреть всю историю мусульман, они всегда с кем-то рядом жили. Те же самые христиане на сегодняшний день - это копты в арабском мире, это те, кто до Ислама были христиане. Если другая часть населения стали мусульманами, эти не стали. Ну и никто их не заставлял. Поэтому если бы "убей неверного" было бы, то история была бы совершенно другой. А этого нет.
Великая Отечественная война. Тогда люди, которые прикрывали собой те же самые дзоты, отправляли свои самолеты на скопления вражеских войск, эти люди были героями. Если сегодня патриотизма нет… У мусульман есть понятие патриотизма. И здесь не понятие того, что убить. Когда говорят, вот, смертники. Я говорю, да перестаньте, это Вы им приписали, СМИ приписали им, что они в раю окажутся. Это наши СМИ так написали, что они вроде бы в раю окажутся. Я говорю: глупости! Человек, который самоубийца, сам себя убивает, он же не на военных действиях находится, он сам себя убивает, он уже совершил один из тягчайших грехов. Он убивает невинных людей, это не поле битвы. То есть нет никаких причин.
Есть понятие самозащиты, когда тебя убивают и вот ты... И опять же, когда преступники, разбойники. Когда говорят, в Чечне там такие-то кого-то убили, кого-то ограбили, - это разбойники с точки зрения Ислама. В Коране говорится, что человек, который посягнул на чужое имущество, тем более кровь, он просто среди людей жить не может. Это в Коране прописано, но никто об этом не говорит. Учить людей вот так смотреть, чтобы и мусульмане это тоже именно так и видели, чтобы не пополнялись ряды каких-то непонятных сект или еще чего-то. Никто об этом не говорит. Вот так это не поворачивают. А выгодно: что в рай попадет. Какой рай? Не говоря уже о дискредитации самой религии такими поступками.
В том-то и дело, что здесь многие нюансы и сама история, и те же самые лозунги, идеи, идеалы, далеко ходить не надо. Если на Германию глазами Гитлера посмотреть: что получилось, какое количество людей… Или глазами Сталина, что он строил чего-то хорошее, а что получилось, сколько людей погибло и было уничтожено, своих же людей. И опять же здесь эти масштабы не сравнимы даже с теми развязанными войнами, которые есть. Но дело в акценте. Акцент на сегодняшний день самая такая выгодная карта - это Ислам.
Почему? Это связано с той же нефтью, с многими моментами. В свое время же сделали блокаду Америке, когда арабские государства просто перестали продавать нефть. В 1973, по-моему. Но Америка об этом не забыла. Лет 8 назад "Коммерсант-Власть" это анализировал. Америка такие запасы начала делать у себя и проводить дальше, потому что просто на этот момент арабские государства, объединившись, сказали, извините, мы Вас на голодный паек всех посадим, без электричества останетесь. Но потом обошли, понятное дело. То же самое, если брать Саудовскую Аравию, проамериканское правительство, там был человек в свое время, король, его в момент не стало, когда он начал говорить против Америки. Его свои же родственники убили, вот и все.
Так что говорить, что так просто - все не так просто.
А вторая часть вопроса была о том, что объединяет религии.
Ну моральные, нравственные ценности они везде одни и те же. Недавно мой младший брат выступал для мусульман. Идея была такая - конференция мусульманская и иудейская. Люди, которые там были, говорят: ну если бы так все говорили, если на самом деле так было бы! То есть, люди просто цитируют, говорят, о чем-то интересном вспоминают, Вот если бы именно это культивировалось, развивалось бы, то многих этих конфликтов просто не было бы.
Я недавно ездил в Грозный, его обычно не показывают по телевидению. Видели когда-нибудь? Это конечно что-то, как после Великой Отечественной войны. Города, которые бомбились. Очень тяжело. И люди, когда смотришь…
У меня много друзей чеченцев, это удивительнейший народ, хотя так пострадавший от СМИ. Один человек говорит, что он после первой или второй кампании ехал по Грозному, смотрит -- бабушка. И она одета так аккуратно, в мусорный ящик что-то смотрит. Бабушка, пожилая, ей никто не даст и она зарабатывать не может. Он подошел к ней, насколько я понял, она то ли учительницей была, то ли что, русская по национальности. И он говорит, я настолько был переполнен всеми этими людьми... Он все, что у него было, значительную сумму денег, все ей отдал. И такие беды на самом деле людей облагораживают, то есть люди с душами благороднейшими, взглядами.
Беды людей объединяют. Хотя, в то же время, если в Подмосковье съездить и посмотреть, как у некоторых чиновников, хоть год работавших в тех точках, какие у них дома, стоящие десятки миллионов долларов, понятное дело, что человек, если 10 жизней будет жить, он себе такой дом не построит. А там на конфликте оборачиваются неучтенные огромные суммы денег. Поэтому все это очень сложно.
Если брать с точки зрения Ислама, небесными религиями считается только христианство и иудаизм. То есть, то, что дано было от Бога, пусть оно было искажено, изменилось и т.д., это от Бога. Все остальное, я недавно просматривал цитаты, Сократ, например, Аристотель, удивительно, но такое впечатление, что они были пророками. Интересно, один из мусульманских богословов говорит, даже по их поведению, по их подходу, как они все преподносили, как они все доносили до людей, то есть так делали только пророки.
Хотя с точки зрения Ислама подтверждения того, что они были пророками, нет. В Коране упомянуто только 25 имен из тех многих тысяч. Но те или иные ценности религиозные даются для того, чтобы люди жили, а не историю изучали. Чтобы люди этими ценностями жили. Даже те 25 имен, которые упомянуты в Коране, они упомянуты с точки зрения какого-то нравственного назидания: то, что было с Иисусом, с Ноем, с Моисеем, с Авраамом и т.д. Хотя Мухаммеда там вообще практически нет. Просто только обращение, а чтобы какое-то жизнеописание, там такого нет.
Нравственные ценности одни, моральные ценности одни. С точки зрения других религий, понятное дело, что в основе своей мусульмане могут найти общий язык с любыми. Мусульманские народы генетически довольно толерантные, открытые. Хотя понятно, что люди разные бывают. Человек может быть в тяжелых условиях жил, и если он чувствует на себе тяжелые взгляды, у него какая-то защита срабатывает. Ты ему чего-нибудь скажешь, он так посмотрит или грубо ответит. Понятно, что все люди разные.

Вопрос

Известно, что есть буддийские монастыри, христианские монастыри. В Исламе почему нет монастырей?

Пророк говорил: "Нет монашества в Исламе". Такого понятие, что вот человек ушел в монастырь, мужчина или женщина, в Исламе это категорически запрещено, такого нет. Человек создан Богом для того, чтобы жить, чтобы продолжать род, чтобы находить себя в жизни, в гармонии с людьми, с Богом, с жизнью. То есть он не может уйти от этого. Хотя понятно, у нас сейчас очень популярны суфии, всякая мусульманская мистика. Притом еще приукрасят. Понятное дело, что бывали люди даже среди известных ученых в мусульманском богословии, которые никогда не были женаты. Монашество, монастыри для Ислама недопустимы. Хотя всегда движение, передвижение, даже высказывание пророка о таком общежизненном подходе человека, то, что "Будь в этой жизни подобным человеку отчужденному и идущему по пути". То есть двигайся, не завязывайся ни на чем. Вот движешься - двигайся по этому пути. И понятное дело, что человек умирает и его жизнь заканчивается. Вот люди обычно тень увидят и все, я в этом теньке и остановлюсь. А жизнь такая, смотришь, чего-то произошло, экономический кризис - людей перебрасывает туда, туда. А когда человек подходит к жизни более спокойно, более свободно, он более мобильным становится.

Вопрос

Есть ли конфликт между сунитами и шиитами, как таковой, и в чем разница? Очень трудно понять, находясь в Москве. И есть ли разница между ними?

Трудно понять, даже невозможно. У нас есть шииты в мечети, молятся рядом с нами, у нас никаких проблем не бывает. Но чтобы кто-то криво, косо посмотрел -- не бывает. Например, все время говорят турки-курды. Вся Европа защищает великий Курдистан. Я когда учился, никаких проблем между этими двумя народами, турками и курдами, не было. Курды говорят, да эта партия... Но эта партия кому нужна? Может, Англии, может Америке. Почему? А чего это Турция так быстро развивается, давай под боком партию, которая постоянно будет чего-нибудь взрывать. И тогда не так быстро будет развиваться. А то тут, они, смотришь, всеми своими товарами, конкурентоспособные, нам потом всем предприятия закрывать. А тут чего, под боком им, руководителя... Хотя если такой же террорист был в Америке, его давным-давно уже на тот свет бы отправили, или в России. А там нет, конечно, там его защищают, под боком. Вот турецкие деревни, - чтобы они друг друга ненавидели? Какой-то у них конфликт был? Да ничего такого, абсолютно. Никогда такого не было. Поэтому чистой воды политика, грязная причем. То есть, люди гибнут из-за этого.

Вопрос

То есть разница не политическая, а идеологическая или религиозная?

В основе своей есть разница историческая. Как многие богословы, в том числе, старались понять, почему есть отличие, хотя все, что я перечислил, вот 6 столпов веры и 5 столпов религиозной практики -- все один к одному. Понятное дело, что Персия это не арабский мир. Если арабы более-менее глаза открыли на окружающий мир лет 100 или 50 назад, то персы еще 14 веков назад. Когда уже стало мусульманство, она уже была громадной по тем временам империей. Понятное дело: что какие-то бедуины, арабы нас будут учить? Мы возьмем у них ценности те же самые в духовной основе, религиозной, но у нас это разные культуры, разные языки. И в том числе это относится к понятию власти, кто у власти, как у власти, чьи представители у власти. Получилось так, что вот как раз первые века было несколько конфликтов на этой почве.

Вопрос

Конечно, интересует, какова роль и место женщины в исламском мире. И более конкретно: почему женщины не молятся в мечетях вместе с мужчинами как в православных храмах?

Встреча с имамом-хатыбом Шамилем Аляутдиновым в Культурном Центре Новый Акрополь В православных храмах на самой молитве, на утренней, на дневной когда-нибудь присутствовали, я не говорю о праздниках? Кстати, недавно в одной передаче был прямой эфир, и там спрашивали одну женщину (она была замужем за мусульманином, по ней видно, такая боевая женщина). Он ей сказал быть дома. У тебя одно высшее образование есть, занимайся семьей, воспитывай детей. Она сказала: нет, я буду второе образование получать, буду учиться и т.д., и это в прямом эфире – да, правильно! Свободу женщинам! И другая женщина тут же рядом, она мусульманка, хотя не этническая, она сама русская, обычная современная женщина, хотя и платочек надет, и аккуратно она сама одета. Она рассказывает, что у нее был достаточно крупный меховой салон, была на показах, у нее была очень хорошая карьера, высокий достаток, но с мусульманином поженились.
И там интересно, в прямом эфире, так получилось, что эта вышла в короткой юбке, а другая в брюках, и что-то про короткие юбки постоянно говорила. И звонит одна женщина из Казахстана, это ТДК – телевизионный дамский канал, и говорит: знаете, у меня муж мусульманин, но я спокойно могу ходить, и с подругой поздно гулять, и в коротких юбках. Он мне никаких претензий не предъявляет. И вот на этой теме, короткая юбка, не короткая юбка, и одна женщина звонит и говорит: в Вас не воспитали христианские ценности. Она с некоторым давлением на эту девушку, вот жалко, что Вы стали мусульманкой и т.д., немного надавила она не нее. И я удивлен был ее ответом. Она говорит: знаете, из-за того, что я была христианкой, поэтому я очень легко стала мусульманкой. Вот так как одеваются мусульмане, христиане точно также одеваются. Я часто ходила в церковь, часто посещала мероприятия, тот же самый пост, это практически то же самое. И в христианстве коротких юбок нет. Она очень вежливо и тактично ответила, это я сейчас говорю с эмоциями. Что касается положения. Недавно у меня была тема в проповеди - Страх. В том числе я там упомянул, что сейчас очень много страха в мире. Сейчас вышла книга называется «Мечеть парижской богоматери». Я краткое содержание прочитал этой книги, она вся переполнена страхом. Просто страх везде, во всех строках: через несколько десятилетий вся Европа станет мусульманской. Вроде бы, Европа – цивилизованное государство, если станет мусульманской, чего страшного?
Однажды читал одно интервью со священником. Его спрашивают: «Батюшка, вот Вы были в Париже, как там христианство?». Он отвечает, что многие церкви закрываются, мусульманские храмы растут и растут. В Париже, честно говоря, не помню, сколько. В Лондоне больше ста мечетей, в Париже тоже много. Хотя там не коренное население, а здесь коренное (В Москве четыре мечети, и мест нет, тесно по пятницам, но ладно, это не важно.) Так вот он говорит, почему-то мечети все заполняются. Вплоть даже до того, что в ныне недействующих храмах мусульмане делают мечети. И у него спрашивают, батюшка, это, наверное, какие-то приезжие? Нет, говорит, очень много местных.
И огромное количество именно женщин становится мусульманками. Потому что мусульманская семья более надежная. В европейской семье все вольно, не поймешь от кого ребенок, куда ребенок, зачем ребенок, многие есть разные вещи. А здесь все понятно, все отлажено и, тем более глава семьи. Не то, что сегодня ты гладишь, завтра – стираешь, бежишь на работу, с работы, здесь еще что-то, крутишься как белка в колесе, а муж сидит перед зеркалом газету читает. У мусульман какие-то ценности сохранились более-менее.
Я думаю, у женщин надо спрашивать, почему они становятся мусульманками.
Однажды, помню, когда я учился, приехали девушки по линии правительства учиться. Там для девушек отдельные учебные заведения, не как у нас вперемешку порой бывает, тут все отдельно, отдельные учебные заведения, отдельное место жительства. Они из Советского Союза приехали и спрашивают, а почему мужчины и женщины отдельно молятся? Парень молодой говорит, если вместе будем молиться, я буду отвлекаться. Ну, как это, почему? Как почему, если человек здоровый, нормальный, если рядом с ним красивая девушка будет молиться, конечно, ему будет, определенно, не до молитвы. Т.е. тут парень на своем студенческом уровне объяснил, что есть какие-то нормы обычные.

Вопрос

А скажите, пожалуйста, по поводу запрета изображения людей и животных.

В свое время я милостью Всевышнего достаточно крупное исследование написал по искусству. Это не реклама, в интернете Вы сможете найти мой сайт, там есть раздел «искусство» в двух частях. Там все это расставляется по местам. Я думаю, Ислам внес большой вклад в искусство. Даже на сегодняшний день, аукционы в Лондоне проходят именно мусульманской культуры. Недавно близкий друг ездили в Лондон и сказал, что он не успевал. Он поехал специально на неделю, там разные аукционы, и практически в одно время. Он на машине не успевал добираться, все они связаны с мусульманской культурой. Изображения и были, и есть. Здесь суть в чем? Есть запрет на изображение, это в том смысле, что это вопрос обожествления того или иного. Но вопрос просто изобразительного искусства, в том числе даже людей, здесь такого категоричного нет, это чисто богословские тонкости. Просто вырисовывается определенная граница между тем, что разрешено и запрещено. А так, понятное дело, что не запрещено.

Вопрос

Как мусульманское богословие отвечает на вопрос, связанный с предопределенностью, который сейчас у очень многих людей есть, почему одни люди рождаются больными, обездоленными, а другие в достатке, в роскоши, богатстве и проживают совершено разные жизни?

Слишком простой вопрос. Я думаю, на него ответили уже давно. Эта жизнь в основе своей – экзаменационный этап для человека.
Психологически я сам для себя ситуацию анализирую, например, какие-то вещи мне приятны, какие-то нет. Или, например, я поранился, или простудился, заболел, или ребенок мой заболел. Т.е. человек верующий всегда это поворачивает с точки зрения: я делаю все от себя зависящее. В том, в чем нет моих сил, - полагаюсь на Всевышнего. Мое правильное психологическое отношение к этому как раз и показывает, верующий я перед Богом или нет. Если человеку на ногу в автобусе наступили, и он после этого трехэтажным матом начал говорить, может, он до этого и молился, и постился, это уже сразу его проявление. В том-то и дело, что жизнь – это работа над самим собой на протяжении всей жизни. Когда человек внутренне и внешне это сочетает. И поэтому, когда человек в обеспеченной семье рождается, для него начинается ад: и наркотики, и спиртное, и пятое, и десятое. Недавно человек говорит: «Моя знакомая девушка забеременела, сейчас хочет делать аборт, я не хочу, как быть, как ее заставить? Я от нее еще и спидом заразился».
Через проблемы в человеке раскрывается его потенциал. В том числе даже и проблемы от рождения. Суть в том, что если человек сталкивается с проблемой, то именно в этот момент начинает раскрываться его потенциал, и от него зависит, отрицательным будет все или положительным. И вот как раз в этом одна из граней смысла жизни.

Вопрос

Про суфиев Вы упомянули, что к ним не относитесь.

Каждый слышит по-своему. Я этого не говорил.

Вопрос

И второй момент, хотелось бы про иерархию.

Иерархии как таковой нет, поэтому на это много времени тратить не будем. А что касается суфиев. Суть вопроса в том, что суфизм – это понятие в исламе есть. И это не что-то вне ислама. Я сказал про мистику. У нас когда пишут книги, туда всякого понамешают, какие-то непонятные формулы понапишут, еще что-то. С точки зрения суфизма, как он есть - это разные пути совершенствования себя. Т.е. человек выбирает какие-то нравственные качества и работает над ними. Как бицепс человек накачивает или прессом занимается. Если кому-то приходилось, тем более людям после 30 посмотреть на свой живот, как он увеличивается или уменьшается, это требует от человека постоянной работы, чтобы у него «балкона» не было. То же самое и нравственность. Это просто какие-то четкие подходы, четкие рекомендации в те или иные времена, мудрые высказывания, которые дают возможность человеку натренировать свой дух. Это не вне ислама, ни в коем случае.

Вопрос

Я хотел бы узнать Вашу точку зрения на ситуацию, как выйти из ситуации противостояния разных религий. И что-то здесь сделать.

А где есть противостояние?

Из зала:

В СМИ.

В СМИ, опять же я говорю, это страх. Просто на сегодняшний день людьми очень часто управляет страх. Может, поэтому часто фильмы ужасов появляются. Почему-то все на страхе зациклены, в том числе сейчас стрессовые ситуации и т.д. В РБК в последнем номере была интересная статья «Война миров». Там тоже, не знаю, почему они так говорят, что если есть какая-то альтернатива идеологии, мощь, сила, то это только ислам. Но после этого они говорят, но в исламе есть большой минус – там нет выбора. С чего они взяли, что нет выбора?
Т.е. человек просто показывает какое-то свое видение войны миров. Там картинка еще интересная: машины, которые бомбят какую-то территорию, фильм из будущего.
Вот конференция была иудеи и мусульмане. Вообще там и обнимались, и целовались. Если именно это было бы интересно, именно это пропагандировалось и развивалось, именно такие семена разбрасывались. Обычно же бросают семена вражды. Потому что в этом хаосе, как было в фильме, где огромные деньги украли на уровне хаоса ограбили банк, т.е. вроде бы деньги не пропали, но какие-то облигации на бешенные деньги украли. Это случайно потом открыли. У фильма название «Хаос». И там показано, что именно в хаосе можно ой-ой-ой чего понаделать.

Вопрос

Религия всегда затрагивает внутренний мир человека. То, что Вы сказали, нравственность, мораль, расскажите, пожалуйста, о каких-то очень сильных сторонах души, на которые опирается именно эта религия. Я не хочу называть это словами, хочется услышать это от Вас, и как Вы их объясните.

В свое время я написал книгу «Мир души». Завтра у меня пятничная проповедь, у меня 45 минут выступление и пятничная проповедь минут тридцать. Т.е. час пятнадцать я говорю о какой-то грани души. Это буквально одна цитата из Корана, несколько высказываний Пророка. И почему я сказал об этой книжке, потому что она раскрывает какие-то отдельные грани, но с точки зрения мусульманского богословия. Мне было очень приятно, когда ее писал, что мусульманское богословие настолько богато. Все это я вытаскивал из книг, которые издаются и есть.
И, на самом деле, и в христианстве, и в иудаизме, и других религиях есть. Если вот эти именно вещи вытаскивать на поверхность и пропагандировать. Но опять же, как сегодня говорят, это не в моде. Нравственность не в моде.
Недавно супруга разговаривала с женщиной, нашему старшему ребенку четыре года, а ее пять, и они между собой советуются, как воспитывать. Она говорит, я всегда своего ребенка учу давать сдачу, а моя супруга говорит, я так не делаю, и призадумалась. Т.е. я обычно ребенку говорю, если какой-то конфликт происходит, поворачивайся и уходи. И вечером мы обсуждаем эту тему с супругой. Я анализирую, как, с точки зрения религии, с точки зрения социума. Есть разные грани, разные тонкости. И если ты будешь говорить ребенку, чтобы дал сдачи, тут же нет разницы, один парень боксом занимается, а другой мусульманин, не мусульманин, просто другой парень в школе, боксер как дал ему – нос сломал, тринадцатилетние ребята. А у него еще понимания нет, что он может нос сломать, и какие будут последствия. И тут у них понятия нет, что христианин, мусульманин, стерты эти грани.
Душа (на ваш вопрос) - это что-то огромное, емкое, тем более к этому можно подходить с разных сторон в разных ситуациях, и как часто говорят, человек живя, для себя все новые и новые вещи открывает. Я в переводах с какими-то страницами сталкиваюсь, и думаю, вообще, как будто не замечал, читал и как будто не видел.
То же самое и в жизни, человек до 40 лет доживет и не замечает, бывает даже своих детей не замечает, о, уже вырос. Часто. И поэтому в том-то и дело, что этого внимания на вещи даже внешние, не говоря уже про внутренние, очень человеку не хватает. Но, в душе можно и закопаться, потеряться, и просто стать не от мира сего человеком. И это не правильно. Человек – это душа и тела, гармония мирского и вечного – эта пропорция должна соблюдаться.

Вопрос

Вы не ответили на вопрос.

О качествах? Ну, щедрость, например. Отсутствие зависти. Зависть сжигает благие дела человека, чтобы зависти никогда не было. Щедрость души – об этом много высказываний. Например, Вам подарили очень дорогие часы на 25-летие и ваша подруга или просто человек, ему срочно нужны часы, он куда-то едет, и ему без часов будет сложно. И у него нет денег купить. И Вы снимаете эти часы и не просто даете, потому что Вам не удобно, а Вы с щедростью души и во имя бога это делаете. И у меня даже сомнения нет, что через неделю Вам подарят часы, которые в два раза дороже. Потому что на щедрость человека Всевышний отвечает еще большей щедростью. Но люди обычно скупы. Мы даже внешне как бы щедры, но потом, о, зачем я это сделал, да ему это не нужно, да еще и разорвет, потеряет и т.д.
Как однажды в Финляндии был мужчина, в одной из мечетей было выступление, и я говорю, вот знаете, если проблемы возникнут, Вам нужен миллиард, попросите у Всевышнего. Вы именно тот человек, который правильно этими деньгами распорядится. Вы выйдите утром к своей машине, откроете багажник, и он будет полон денег. Т.е. суть в том, что человек часто многих вещей боится, где-то эта скупость та или иная грань его души. Но вот эта щедрость, она дает людям многое. Даже если посмотреть на людей разных национальностей и вероисповеданий, тем людям, которые щедрые, им Всевышний дает больше, больше и больше. Поэтому душа – это очень тонкое.
Плач души. Душа плачет, когда ей тяжело. Есть такой материал - «Надежда как молитва». Я когда его прочитал, одну часть, я заплакал. Этот материал написал близкий мне человек, я не думал, что так можно написать. Он родился в Грозном, когда ребенком еще был, в первую компанию, они оттуда уехали. Первая кампания закончилась, они вернулись – жить же где-то надо. Вторая кампания началась – они опять уехали. И человек уже место свое нашел в Москве. Он пишет о Грозном, о детских впечатлениях.
Я сначала думал, что он просто взял из какой-то книги какой-то образ, и тем более за несколько недель до этого я был в самом Грозном, по центральному проспекту ехал, видел, что это, я был в шоке. И там когда говорит душа, это книга «Забытая сторона перемен», он там в самом начале пишет, что на одном из предприятий в Брюсселе «Майкрософт» организовывал крупную конференцию, и после меня должен был выступать Билл Гейтс, и звонят мне из секретариата Билла Гейтса и просят, не могли бы Вы прислать нам ваши слайды. А он говорит, Вы знаете, у меня выступление бывает живым, без слайдов. Там такая долгая пауза. Я услышал как стереотип человека с грохотом упал на землю, для него это не обычно.
И то же самое понятие души очень объемно, емко, и душа человека, который через все эти вещи прошел, и сумел сохранить в себе, он уже в конце материала пишет, что мальчики и девочки, которые родились в том городе, их раскидало по всему миру, и для них это умение нести надежду, другим давать надежду. Это не мы с вами, которые в спокойное время росли, жили, все у нас было в порядке, а та же самая бабушка. Вспомните ее состояние, ее душу, но она не жаловалась, как все плохо, но просто приняла все, потому что по-другому не получатся.
Душа – это очень тонкая вещь.

Вопрос

В истории религии рождаются, и ислам самая молодая религия.

Так говорят, с точки зрения Ислама, начало его со времен Адама.

Вопрос

Наверное, логично предположить, что придет время и возникнет какая-то новая религия.

Пророк четко и ясно говорит: после меня пророков и посланников Божьих не будет. Даже если кто-то себя таковыми объявит, то это лжепророки. Если эти 14 веков проанализировать, были личности, которые объявляли себя пророками, от них ничего не осталось, даже ни книг, ни прочего, а тем более уж религии. Моисей, Иисус, Мухаммед. Просто сама жизнь доказывает при всех искажениях, кризисах, эти три махины, они движутся. С точки зрения ислама – это просто ступенчатость духовного развития человечества. И пророк говорит, что после меня больше до конца света пророков не будет. Ну, т.е. конец света не за горами.

Вопрос

Я знаю, что в разных религиях есть ответы на вопросы перевоплощения.

В исламе этого нет. Душа человека, эмбрион находится в утробе матери. На определенном этапе ангелом вводится душа в тело, оживает человек. Начинается его период, тело прожило вместе с душой этот период, все умерло. Мир душ до конца света, до судного дня, тело в земле. Перед судным днем Всевышний своим повелением воскресит всех и с воскрешением таковым откроется мир душ и души устремятся к своим телам. И с того момента переход уже в вечность. На этой земле только один раз. Это также и в иудаизме, и в христианстве.

Вопрос

Как развивается искусство мусульманское в России.

Это интересно. В России один из мусульман сказал (человек достаточно известный в своих кругах, много по миру ездит), что есть прекрасные музеи мусульманской культуры в Лондоне, в Париже, т.е. там, где ислам появился некоторое время назад, а в России, где ислам появился еще в дохристианское время. И, если брать татар, которые стали мусульманами больше тысячи ста лет назад, и имеет такую историю на территории России и, - ни одного музея нет. Странно. Т.е. там прекраснейшие, с необычайными экспонатами музеи, а у нас нет. Но это опять же наша ментальность.

Вопрос

А вот есть светское искусство.

10 процентов в России мусульмане, не приехавшие из Пакистана или с Луны, обычные люди. Они мусульмане по своей культуре, и поэтому в России как минимум 10 процентов мусульманской культуры есть. Просто это не на поверхности, а так оно есть, конечно. Это вопрос пиара.
Собираются аукционы в Лондоне, так они невероятно раскручены. Один человек ехал туда: «Вот каталог, Шамиль, посмотри». Там краткое описание и цена, тарелка, например 500000 долларов. Какая-то тарелка! Понятно, что надо уметь все это обставить, историю дать, украсить, такой-то царь, шах-подишах, что-то пролил, подпись поставил – 700 000 долларов. То есть это искусство пиара, надо уметь это преподнести.
Иногда какую-то ерунду так преподнесут, что так аппетит разыграется! Будет невкусная вещь, и Вы будете думать, что это у меня что-то со вкусом.

Вопрос

Вы очень приятно и неожиданно обрушили стереотип вокруг «джихада». Я думаю, что моим друзьям тоже будет очень интересно, это правда меняет сознание. А в чем вопрос? Поясните, пожалуйста, что обозначает.

Честно говоря, мы с вами час сорок. Реально человек воспринимает информацию, ну, может, минут сорок. И сейчас мне еще на работу часа два, завтра подъем в 6 утра, выступление на полтора часа еще днем, к которому мне еще надо подготовиться, к которому я еще абсолютно не готов и там будет порядка 1500 человек.
Честно говоря, я могу дальше, но это отдельная тема. Я могу сконцентрироваться и сейчас ее излагать, но у меня сегодня, если честно, был очень тяжелый день физически, просто я сейчас выжму себя до последнего. Если Вам интересно, посмотрите на моем сайте, там есть эти темы по джихаду.
Основной момент, например, говорят: в Чечне джихад или нет? Я говорю, что в Чечне джихад делают только те, кто восстанавливает мирную жизнь. Эти люди. Джихад – это приложение усилий во имя Всевышнего. И приложение усилий не в плане уничтожения, а в плане созидания. И поэтому люди оставляли свои дома, старались доносить что-то, что-то строить, приобщаться к новой культуре. Малайзия, Индонезия, Египет, Саудовская Аравия. В Европе люди совершенно разных культур, но это опять же борьба с самим собой, не борьба с другими, а приложение усилий. Т.е. человек работает, прилагает усилия. Тот же самый студент, когда готовится к экзаменам, он тоже должен приложить усилия. Что касается священной войны и т.д., Это закулисные вещи. Вот в чем вопрос. Я так говорю, не просто потому что так думаю, а потому что я это видел. Один прокурор на Кавказе участвовал в раскрытии 8 терактов (он сам мусульманин) и говорил очень интересные вещи.
Он говорил: «Шамиль, ты видел, когда Хоттаба показывали по телевизору, у него руку подняли, опустили, и она упала». Он говорит, ты когда-нибудь умерших, покойников, мыл? Я говорю, нет, не обмывал. Когда человек умирает, у него суставы каменеют, а у него рука поднялась и опустилась. Эти люди, они уже давно на Гавайских островах отдыхают, они свою миссию выполнили, и просто так там умерли? Ничего подобного. Это очень высокодоходные и обеспечивающие других люди. Т.е. человек свою роль уже выполнил, поэтому его как будто и не стало.
То же самое, в Беслане, он сам туда заходил. Он говорит: «Ты же видел людей, которые там были, которые захватили школу?». Люди рядом с ними проходить не могут. Хотя с точки зрения ислама, человек, который отдал на пути богу свои жизни, наоборот, от него исходит хорошее, приятное. А человек плохой, преступник, его тело совершенно по-другому гниет. Это уже метафизика. Когда он зашел, там, где основная стена, которая упала на детей, и на утро мы туда зашли, - там как будто ионизированный воздух. А там были не только мусульманские дети, но и христианские дети. Это чистейший воздух. Это дети умерли без греха. Они умерли, это мученики, они не своей смертью умерли, с точки зрения религии – это напрямую в рай. И там был чистейший воздух. А там где преступники были, и шприцы, наркотики, накачанные на всех этих делах определенным образом. Это верующий мусульманин говорит, молящийся. Это просто определенная индустрия решения современных вопросов через это. Разыгранная. Ничего с этим не поделаешь. Нужно просто думать о том, что будет завтра.
Все.
Большое спасибо!




Реклама
__________
Bet Boom . Свежая информация дома баня цены работы строительство спецтехстрой тюмень здесь. . Оригинальный подствольный фонарь на сайте.
___


Наш телефон:
8 495 973-11-63

Написать письмо



Яндекс.Метрика
 

© 1986–2022
«Новый Акрополь»


Политика конфиденциальности