Главная страница сайта: Новый Акрополь101 причина, чтобы заняться философией     Записаться в философскую школу
Ваше имя 
Для связи 
Ваш город 
      7+2  =  ?
Нажимая кнопку «Отправить» вы выражаете
согласие с условиями пользовательского соглашения.

 

 
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения.
Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.


Встреча с ламой Еше Лодой Ринпоче

29 сентября 2006 г. в Культурном центре "Новый Акрополь" в рамках проекта "Диалог религий" прошла встреча с Председателем Буддийского Центра "Ринпоче-багша", ламой Еше Лодой Ринпоче.

Встреча с ламой Еше Лодой Ринпоче в Культурном Центре Новый Акрополь

Елена Сикирич, руководитель Культурной ассоциации «Новый Акрополь»: Для нас большая честь и радость видеть ламу у нас. Хочу задать один вопрос. Достопочтенный лама очень интересно говорил о сострадании. Есть такое понятие как «сердце», «бодхичитта». Можете нам что-нибудь сказать об этом? Как это связано с состраданием?

В буддизме существуют две колесницы: Хинаяна – Малая Колесница и Махаяна – Большая Колесница, колесница Бодхичитта. Вы знакомы с этими терминами, об этом в книгах много об этом сказано. Места распространения хинаяны– Шриланка, Лаос, Вьетнам. Колесница Бодхичитта, о которой была речь, которую называют «Высшая колесница», распространена в Индии, Тибете, Китае и близлежащих местах, Японии.

Высшая колесница делится на два вида:

  • Колесница Причины
  • Колесница Плода или Колесница Тайных Наставлений.

    Первоначально учение Будды существовала на территории Индии, затем распространилась на близлежащие территории, граничащие с Индией – Китай, Тибет. Сейчас в этих местах по-прежнему распространен буддизм. В Индии буддизма как такового нет, но в Тибете, Китае, Монголии он сохранен.

    Колесница Тайных Наставлений существует в Тибете. Есть ли она в Китае, я сомневаюсь, не могу точно сказать. Были места, где эта Колесница существовала, но со временем исчезла, была забыта. В Высшей Колеснице существует много делений. Есть Колесница Ваджра и Колесница Парамит. Делений много, все они распространены на территории Тибета и близлежащих к Индии территориях. Несмотря на различия, все три Колесницы (Малая, Великая и Тайных Наставлений) практикуются на территории Тибета.

    В буддизме существуют обеты личного освобождения, которые бывают двух видов: монашеские обеты и обеты мирян. Обеты монахов делятся, в свою очередь, на обеты Гелонга и обеты Гецула. Гелонги – это бхикшу (если привести параллель с санскритским термином).
    (пояснения Е.С.: ученик – тот, кто на Пути)

    Обеты мирян также делятся на два: 1. гейнин 2. рабджунг

    Мирянами называют обычных людей, не проживающих на территории монастыря, не берущих монашеских обетов.

    Обеты личного освобождения практикуются на пути Хинаяны, Малой Колесницы.

    На пути Малой Колесницы изучается пять трудов. Абхидхарма (или mNgon.Pa – учение о сотворении мира, метафизика) и Виная или Dul.Wa (тиб.), свод нравственных законов – эти две книги являются основополагающими в Хинаяне. Три других книги относятся к книгам, изучаемым на пути Высшей Колесницы. Это – Ньяя (логика), Мадхьямика или U.Ma (тиб.), Парамиты или Совершенства, Par.Chin (тиб.).

    Только изучив эти пять книг, наступает следующий этап – изучение Тантры, Пути Тайных Наставлений.

    Все это изучается на территории Тибета.

    Учение Будды можно разделить на две группы:

  • те, кто старается на благо себя самого;
  • те, кто старается на благо других.

    Осуществлять пользу для других – это очень хорошо. Если человек не может этого делать, - пусть он хотя бы не вредит другим.

    Вы задавали вопрос по поводу Бодхичитты, мы подошли к этому.

    Бодхичитта практикуется на стадии Высшей Колесницы. Тот, кто это практикует, имеет цель достичь состояния Будды, достичь состояния просветления на благо всех живых существ (не для личного блага).

    Последователи Малой и Высшей Колесниц делятся по намерению:

  • первые достигают состояния просветления на благо собственное, не заботясь о благе других;
  • вторые достигают состояния пробуждения на благо других живых существ.

    Корень или основа бодхичитты – это любовь и сострадание. Человек, практикующий бодхичитту, должен обязательно взрастить в своем потоке ума любовь и сострадание. Если этого нет, то назвать его бодхисаттвой невозможно.

    Есть два метода взращивания бодхичитты. В семичленном (постепенном) методе, первое – надо осознать, что все живые существа были когда-то твоей матерью. Второе – осознать, что раз нет существа, которое когда не было твоей матерью, и вы обязательно получили от всех живых существ любовь и сострадание. Второй пункт – это осознание материнской доброты по отношению к вам. Третий пункт – вернуть ту заботу, которая была по отношению к вам матерью, вернуть это живым существам обратно, проявить ее по отношению к ним. То есть после осознания, что нет живого существа, которое не было бы когда-то вашей матерью, надо культивировать любовь и сострадание по отношению к живым существам. Четвертый пункт, дословно – это подходящее уму. Пятым пунктом будет проявление сострадания. Шестой пункт – упрочивание в намерении. То есть нужно, чтобы мысль о том, чтобы живые существа не испытывали страданий, а испытывали только блаженство захватило ваш ум. Чтобы эта мысль проникла глубоко в ваше сознание, упрочилась в сознании. Последним пунктом будет – взращивание бодхичитты – ума, устремленного к пробуждению.

    После того, как вы дали себе клятву или обязательство совершать только благие деяния и не совершать неблагих: пусть все живые существа пребывают в состоянии, лишенном страдания, в счастье, - вы начинаете думать: как же этого достичь. У вас на данном моменте нет такой возможности, нет такой силы. Вы даже себе не можете помочь. У кого есть сила, есть возможность осуществить подобное деяние? Вы приходите в результате размышлений, что только Будда способен помочь всем живым существам, освободить их от страдания. Когда вы поняли, что только Будда способен помочь живым существам, вы ставите себе задачу – достичь просветления, стать Буддой.

    Как же Будда стал тем, кем он является? Как он приобрел силу? Вы приходите к мысли, что, опираясь на учение, пройдя путь учения, человек становится Буддой. Будда – это санскритский термин. Дословно с тибетского он звучит как «сангье». Что означает этот термин? Он состоит из двух слов. Первое слово – «санг» или «чистый, очищенный». Что очистил Будда? Он очистил все пороки, загрязнения, мешающие сознанию. Второе слово – «гье» или «совершенное развитие», «увеличение, распространение». Что он увеличил? Он увеличил все свои чистые, благие качества.

    Если кратко, это то, что касается бодхичитты или пути Бодхисаттвы.

    Если человек неспособен осуществить эти семь пунктов в порождении бодхичитты, осознавая, что все живые существа были его матерью, то существует другой способ – осознание равенства по отношению ко всем живым существам. Первый пункт в этом семичленном пути – осознание, что все живые существа являются твоей матерью – очень сложен в понимании. Понять, что какое-то живое существо было когда-то твоей матерью очень сложно, может быть, даже недоступно для кого-то. Большинство людей даже не верит в то, что прошлые жизни были. Чтобы осознать, что все живые существа были когда-то вашей матерью, вам необходимо понять, что существуют прошлые жизни. Только после этого вы переходите к этапу, что когда-то живые существа могли быть вашей матерью.

    У большинства из нас нет опыта переживания, что прошлые жизни были. Это можно доказать единственно – с помощью ума, с помощью логики.

    Мы состоим из тела и сознания. Из этих двух составляющих. И тело, и сознание не являются вечными. Они изменяются, разрушаются. Тело и сознание – существующие. Существующее и разрушающее, не вечное на тибетском являются синонимами. Причиной появление нашего тела являются – отцовское семя и материнская яйцеклетка. Дословно с тибетского – кровь и семя. Из них образуется наше тело. Но ни семя, ни кровь не являются причиной нашего сознания. Это не значит, что у нынешнего состояния сознания нет причины. Откуда-то оно появилось.

    Так как сознание не является физической основой, его невозможно увидеть, это невидимая субстанция, то можно предположить, что она появляется из прошлой жизни. Предыдущее сознание появилось из предыдущей жизни и т.д. Сознание не постоянно. Обеденное сознание не похоже на сознание утреннее. Состояния сознания состоят из многих моментов, меняется, непостоянно даже в течении дня, суток.

    Зачатие не может произойти, если сознание не зашло. Как только сознание соединяется, происходит зачатие самого плода. Откуда же приходит сознание, которое входит в лоно матери? Оно приходит из промежуточного мира – он называется Бардо. Это состояние между прошлой жизнью, смертью и нынешним состоянием. В Бардо сознание попадает из прошлого рождения.

    Тело и сознание бесспорно связаны. Но как тело не является причиной возникновения сознания, так и сознание не является причиной возникновения тела, так как это две абсолютно разные субстанции. Тело обладает формой, сознание – не обладает формой, поэтому они не являются причиной друг друга. Это совершенно разные субстанции.

    Можно привести пример того, что из определенной причины возникает только определенный плод, определенное следствие. Если вы посадите семечко пшеницы, то из него никогда не вырастет рис – появится только пшеница. Если вы посадите рис – другого плода кроме риса не возникнет. На этом примере можно увидеть возникновение следствия, причины возникновения плода.

    Раз тело обладает формой, то и субстанция, благодаря которой оно возникает, должно обладать формой, - то есть быть видимой, осязаемой. Раз сознание не обладает формой, то и причина возникновения сознания тоже должна быть бесформенной, а это – только другое сознание, приходящее из прошлой жизни, из Бардо. Поэтому и тело, и сознание имеют разные причины.

    Если вы докажете хотя бы одно прошлое рождение, то по логической цепочке можно доказать, что и предыдущие также существовали. Количество перерождений бесчисленное и невозможно найти то первое сознание, из которого возникла цепочка этих перерождений. Она не имеет числа и не имеет начала. Все существующее не имеет начала. То есть не только сознание не имеет начала, но и все окружающее нас, все существующее, не имеет начала. Например, если у вас в руках есть рис, то он появился из другого урожая, тот появился из предыдущего урожая и так будет вечно. Все существующее не имеет начала. Так же и круговорот бытия (то, что называется Сансарой) не имеет начала. Начала нет, но конец может быть.

    После того как человек освободится от привязанностей, он обрывает путы Сансары, становится свободным. Выполняя определенную практику, вы освобождаетесь от Сансары. Окончание обязательно есть. Все существующее не имеет начала, но имеет конец. Так же как с семенем риса. Его плод может вырасти, а может погибнуть. Таким образом, у него не было начала, но есть окончание.

    Есть ли вопросы по сегодняшней теме?

    Вопрос. Вы рассказывали про зернышко риса, которое имело много рождений, а потом закончило – его, например, съели. Но в этом случае зернышко риса дало жизнь мне. Я его съел, я продолжаю жить. Получается, что его жизнь перешла в другую стадию. В этом случае получается, что все-таки конца нет. Так ли это?

    Он прекратил свое существование как рис.

    Вопрос. Может ли достопочтимый Лама рассказать о своем духовном пути? Мы знаем, что он является учеником его святейшества Далай-Ламы XIV. Какие самые яркие впечатления от встречи с ним? Если это возможно. Спасибо.

    Я родился в 1940 году на территории Тибета, на границе с Китаем. Сейчас, так как это китайская территория, она называется провинция Сечун (СыЧуань). В 3 года меня признали перерождением другого ламы. Люди, которые находят таких детей, устраивают экзамены, чтобы узнать помнит ли ребенок что-то из своих прошлых рождений. Первоначально традиция перерождения началась в школе Кармапы каджу. Затем перерожденцы (тулку) стали появляться и в других школах. Их становилось все больше и больше.

    Пока я был маленьким, находился с родителями, а в 6 лет приехал другой учитель, который помнил меня в прошлом рождении и забрал в свой монастырь для обучения. Меня назвали ламой и началось обучение. До 12 лет я прожил в своей провинции, обучался в монастыре, пока не началось «освобождение» Китаем Тибета. Они вторглись на территорию Тибета, начались новые порядки, то есть не нужно учение, не нужны учителя, не нужны хорошие дома и т.д. Я отправился сначала в Лхасу. Это произошло в 1955 году. Китайцы быстро продвигались с севера, но Лхаса находится южнее, и там было какое-то время более-менее спокойно. В Тибете существует три больших монастыря. Я обучался в Дрепунге – самом большом из них. В 1959 году, когда революция добралась и до Лхасы, я отправился в Индию.

    Десять лет мы проживали на границе Бутана и Индии. В эти смутные времена большое количество тибетцев бежало, и все они задерживались на границе. Они терпели голод и лишения. Собралось 1500 монахов, которые продолжали здесь обучение.

    Китайскими коммунистами проповедовалось, что учение Будды, учение Тибета является ядом. Эти обстоятельства не позволяли развиваться учению. Учение в Тибете не исчезло, но пришло в упадок. Те, кто находился на этой границе, продолжали обучение самостоятельно, хотя было сложно. В 1969-1970 гг. они были уже на юге Индии, где был основан новый монастырь, в котором я продолжил обучение до 1979 года. В 1979 году я сдал экзамен на геше (доктора философских наук). К тому времени тело болело, и я отправился в Дармасалу лечиться. В Дармасале есть тибетская библиотека, где я работал.

    В 1981 году я оправился в Монголию. В Монголии в библиотеках большое количество тибетских книг. Я наводил там порядок: выяснял, что есть в библиотеках. Затем снова возвратился в Индию, но часть учеников попросили меня вернуться в Монголию, где я какое-то время прожил. А затем отправился в Бурятию. Сначала находился в Иволгинском дацане, обучал учеников. С тех пор я нахожусь на территории России.

    Вопрос. Вы вчера сказали, что в детях надо пробуждать чувство любви и сострадания. Не могли бы Вы поделиться, как практически это делается у Вас на родине? Дайте какие-нибудь советы

    Пока ребенок маленький особо важное место в его жизни занимают его родители, отец и мать. Так как он проводит много времени с ними, именно они, в первую очередь, должны закладывать любовь и сострадание. Когда он вырастает и идет в школу, этим должны заниматься и учителя, так как любовь и сострадание является неотъемлемой, важной частью нашей жизни.

    Вопрос. Каков метод воспитания? Как может ребенок осознать, что значит «любовь и сострадание»?

    Ребенок различает любовь и сострадание. Он прекрасно знает, что это такое. Не так ли? Он прекрасно понимает, что есть любовь и сострадание. Важно, чтобы не ошиблись те, кто будет прививать ребенку знание об этом – отец, мать, учителя.

    Вопрос. Я слышал, что титул тулку, который относится к достопочтимому ламе, означает возможность выбирать свою будущую жизнь. Так ли это? И если это так, то как это возможно?

    Есть три типа тулку: лучшие, средние, низшие. Есть те, кто знает, когда они родятся вновь и когда они умрут. Есть те, кто даже не подозревает, когда это произойдет. Лично я не помню своих прошлых рождений, и где я снова появлюсь, в каком теле – я не свободен, я не знаю. И кроме благопожеланий появиться в новой жизни в лучшем теле, – у меня нет другой опоры. И хотя я не помню своих прошлых рождений, меня нашли, обучали и я учился, я занимаюсь.

    Вопрос. Буддизм – это религия Будды. Как стать Буддой в современное время? Как стать на путь Будды? Возможно ли это для людей, которые не родились в Тибете?

    Безусловно возможно. Сначала надо много и хорошо учиться. Затем полученный плод реализовать в практику. Заниматься медитацией. На этом этапе есть два пути:
    1) Путь Парамит, он длинный, за одну жизнь его не пройти;
    2) Путь Тайной Мантры, его можно пройти за одну жизнь.

    Но лучше всего, если вы будете хорошо знать такой источник как «ЛАМРИМ» - основа Пути Пробуждения, достижения состояния Будды, состояния просветления. Сначала надо хорошо изучить «Ламрим», понять все тонкости. Благодаря «Ламриму» вы сможете понять, какое намерение у вас для достижения и другие вещи. Следующим путем будет получение от учителя силы посвящения и их воплощение в практике, в жизни.

    Путь Тантры может за одну жизнь привести к состоянию просветления. В практике Тантры также есть постепенный путь: Стадия Порождения и Стадия Завершения. Их надо осуществлять последовательно, друг за другом.

    После того как вы получили посвящение, происходит принятие определенных тантрических обетов, которые надо хорошо знать и хранить. Только благодаря сохранению тантрических обетов, даже если вы не осуществили практику «Стадия Порождения» и «Стадия Завершения», даже если вы плохо учитесь, - сохранность тантрических обетов является семенем того, что в будущем вы обязательно реализуете Практику Порождения и Завершения в течении 16 жизней. Сохранение тантрических обетов достаточно на этом этапе.

    Но знайте, даже из того, что было сказано, освободиться от пут Сансары, от привязанности, освободиться от страданий – крайне сложно. Порвать с окружающей действительностью крайне сложно. Не надо думать, что практиковать учение – легко. Это путь, который очень сложно пройти.

    Есть люди, которые считают, что достичь состояния просветления легко и порывают с действительностью – уходят из дома, бегут в горы, считая, что это легкий путь. В Тибете есть история о практике Миларепы, который жил в пещере. Он за одну жизнь достиг состояния просветления Будды. Один из богатых наместников, услышав об этом, раздал все свое имущество и отправился, ничего не взяв с собой, практиковать в пещеру. Практикуя год, два, три – еды нет, холодно, жарко, в пещере не было того, к чему он привык, он решил, что это глупая затея, надо возвращаться. Но когда он вернулся, то увидел, что ничего от его имущества не осталось, он стал бедным. Тогда он подумал, что учение привело его к этому.

    Не надо думать, что практика для достижения просветления очень легка. Для начала надо привыкнуть к практике. Достаточно того, что вы будете хотя бы по 10-15 минут заниматься практикой в течении дня, постепенно увеличивая это время. Бесспорно, даже эти 10 минут в течение суток в будущем принесут реальный плод, который вы сможете вкусить. Кроме того, надо воспитывать собственное сознание, чтобы в нем не появлялись такие негативные мысли, как: гнев, злоба, жажда обладания, привязанности. В практике два аспекта: медитация и воспитание ума, чтобы он был добрее.

    Вопрос. Может ли достопочтенный Лама рассказать немного об его Святейшестве Далай Ламе XIV. И если вдруг есть информацию о настоящем Панчен Ламе. Что с ним?

    Сначала вопросы по теме.

    Вопрос. Достопочтенный Лама рассказал, как начался его путь, как его нашли в три года, учитель помог ему вспомнить и дальше он шел по этому пути. И это буддистская традиция. Вопрос в контексте братства религий. Есть западная традиция, в которой нет того, что тебя в три года выбирает лама, и дальше ты идешь по этому пути. Как духовные братья в западной традиции, в России, могут узнать свой духовный путь, продолжение духовного пути, который был в прошлых жизнях? Знает ли достопочтенный Лама что-либо об этом?

    Я не очень хорошо знаком с другими религиозными системами. Я их никогда не изучал, но все религии, на мой взгляд, имеют общее положение – осуществление пользы другим и развитие любви и сострадания. В принципе, какими бы они ни были внешне разными, суть у них одна. Хорошо если человек развивает именно это. Первым этапом он должен упрочиться в намерении совершать пользу для других. Затем этап развития любви и сострадания к другим. Это важнее. И это является общим для всех религий.

    Вопрос. Достопочтенный Лама сказал, что нужно 10 минут практики в день и что это уже принесет пользу. Может ли он нам рассказать о дисциплине, практике в тибетском монастыре. Например, один день в тибетском монастыре, как они обучаются

    В монастыре не бывает одинаковых дней. Существует определенное расписание. Бывает, что целыми днями они собираются для чтения вслух и заучивания текстов наизусть. Это происходит в течении дня с определенными перерывами. В другие дни таких занятий нет, монахи убираются в своей комнате, умывают лицо и руки, ставят алтарь и занимаются какими-то своими делами, либо продолжают обучение самостоятельно. Существует много разных расписаний.

    Есть специальные правила как необходимо жить в соответствии с определенными источниками – какие совершать действия, поступки, как вести себя в течение дня. Все дни разные. Каждый день по-своему особенен. Есть такие, когда с утра до вечера учатся. А есть такие, когда поступают иначе.

    Вопрос. Чего на Ваш взгляд не хватает западным людям, и что бы Вы нам пожелали?

    Радости в сердце и мира. Всем людям необходимо спокойствия ума, а также заниматься практиками развития любви и сострадания. Это изменит ваш ум в лучшую сторону и успокоит его. Ваше спокойное сознание сможет помочь успокоить сознание других людей, которые вас окружают. Но нужно понимать, что развитие любви и сострадания бывает разным видов. Есть любовь и сострадание к близким людям, например, к друзьям, детям, отцу, матери – это сострадание основывается на привязанности. Необходимо расширить эту любовь и сострадание, охватить всех людей без исключения. Это является причиной дальнейшей мудрости. И это приведет к тому, что ум ваш станет сильным и крепким, станет обладать определенными качествами.

    Вопрос. Очень много добрых людей в душе испытывает потребность и испытывает чувство любви и сострадании, но несколько абстрактно. На практике, когда люди общаются друг с другом, очень тяжело эти чувства сохранить. Тем более что мы живем в очень агрессивном мире. Если рядом с человеком совершается зло, с точки зрения буддизма, что такое правильное поведение? Потому что всегда есть страх навредить человеку, но в то же время есть страх попустительства, дать возможность злу продолжаться. Как реагировать на зло с точки зрения любви и сострадания.

    Оставаться безразличным к совершению негативных поступков со стороны других является неправильным. И таким людям, которые совершают зло нужно противодействовать. Существует много способов предотвращения совершения негативных действий по отношению к другим. Вообще необходимо учиться взаимодействовать с другими людьми.

    Вопрос. Если есть 10-15 минут в день, чтобы посвятить их учению, посвятить их практике, как лучше использовать это время?

    В эти 10-15 минут необходимо учиться любви и состраданию, это очень добродетельные поступки. Чем же еще можно заниматься в эти 10-15 минут как не учиться любви и состраданию, о которых мы сегодня уже много говорим. Пока не появится устремленность к пробуждению или бодхичитта, лучше всего использовать это время для взращиванию любви и сострадания. Намерением того, кто практикует Высшую Колесницу, является достижение просветления на благо всех живых существ, -это тоже необходимо культивировать. Но породить в себе бодхичитту крайне сложно. Она является основой для достижения состояния просветления. Не имея ее, достичь конечного плода невозможно, поэтому она и нужна.

    Из зала. Мы знаем, что после тьмы наступает свет, после заката – рассвет. Мы знаем и верим в то, что Тибет обязательно возродится, захватчики уйдут. Мы знаем, что учение Будды воссияет с новой силой. И от всей души и от всего сердца желаем, чтобы это как можно быстрее произошло.

    Спасибо.

    Елена Сикирич, руководитель Культурной ассоциации «Новый Акрополь»: Очень хочется поблагодарить и сказать достопочтенному Ламе, что все чему он нас учил, мы постараемся как-то применить на нашем уровне, на нашем плане. Для нас очень важно, что любовь и сострадание так часто звучало, мы это запомнили и будем помнить его по этому учению. Спасибо за Вашу любовь и сострадание и труд в Бурятии, в России.

    Вы в свою очередь также постарались, чтобы сегодня благодаря Вашим усилиям собрались люди и смог рассказать о любви и сострадании. Вам спасибо!

    Вы просили рассказать о Далай Ламе. Далай Лама считается живым перерождением Авалокитешвара. Впервые я встретился с Далай Ламой в 1956 году. Это было в Тибете. Я принимал обеты гелонга (больше 200 обетов) от Далай Ламы на территории Дажеден (это место, где когда-то был Будда). Я ему благодарен. Быть монахом является великим достижением. Человек, который берет на себя монашеские обеты, бесспорно необычен. То, что я брал полные монашеские обеты у его святейшества Далай Ламы, у такого высокого по своим знаниям, духовным достижениям человека и то, что обеты были взяты в Даржилинге – это, бесспорно, моя благая карма. Попасть в Индию из Тибета очень сложно. И то, что это произошло – это чудо.

    Спасибо Вам огромное!


    ПРИМЕЧАНИЯ

    Будда - Полностью Просветленное Существо.

    Геше. Диплом Геше является лишь “ученой степенью”, т.е. не подразумевает под собой наличия каких-либо духовных реализаций. Геше обладает знаниями, «Лама» же имеет опыт духовных Реализаций. Чтобы быть Ламой – не обязательно быть Геше, а чтобы быть Геше – не обязательно быть Ламой. Существует четыре степени Геше. Первая и вторая степень по сути являются базовым уровнем. Человек с такими степенями – обладает навыками заучивания, но детально и глубоко в понимании или в дебатах не сведущ. По большому счету, все кто достигнет окончания обучения, получат титул Геше. Геше «Лхарампа» не только учат и запоминают Тексты, но обладая знаниями логики изучают также глубинное значение этих текстов. Но даже такое понимание Дхармы, как у закончивших всю программу обучения Геше «Лхарампа», еще не означает реализации Учения на опыте.

    Дрепунг (‘Bras sРung). Этот монастырь был построен учеником Цонгкапы, Джамянг Чодже, в 1416г. Он расположен на расстоянии трех миль, западнее Лхасы и расчитан для 9000 монахов. Он имеет три отделения для изучения сутры и одно отделение для изучения и практики тантры.

    Лама (Санскр.: Гуру). Духовный Наставник. Не существует никаких школ «Лам» (кроме, разве что, в Бурятии, где по окончании пятилетнего курса, ученик получает диплом «ламы»). Этот титул присваивается только тем, кто живет, руководствуясь высокой нравственностью и обладает познанием Мудрости. Титул присваивается либо другими Ламами либо большой группой учеников. Титул присваивается всем реинкарнациям Лам.

    Мадхьямака - Срединный Путь. Одна из главных Буддийских философских школ чья доктрина распространялась Нагарджуной и Арьядевой. Посредством этого метода, показывается, что все философские взгляды беспочвенны, и это помогает установить сущностный взгляд этой школы - что все феномены по своей сути пусты (Шуньята).

    Махаяна - Великая Колесница, т.к. она подчёркивает великую важность культивации Ума Просветления (Бодхичитты). Наряду с другими Тибетски Буддисты следуют Махаяне.

    Марпа (1012-1099) - Основатель школы Кагью.

    Миларепа (1040-1123) был величайшим учеником Марпы и большинство учений этой школы передавались через него. Он был одним из наиболее знаменитых йогов и поэтов в истории религии Тибета.

    Ринпоче. «Драгоценнейший». Титул дается в основном перерожденцам Лам, но также, как почетный титул – настоятелям больших монастырей (Кхенпо Ринпоче), который остается у них и после оставления этой должности (Кхенсур Ринпоче).

    Тулку. «Тело Эманации». Первоначально это относилось к высоко реализованным существам – Буддам и Бодхисаттвам – родившимся из сострадания ко всем чувствующим существам. Но, в наши дни всех перерожденных Лам называют «Тулку», на основании того, что в прошлой жизни они были выдающимися практиками.

    Гьенин. Это мирянин, принявший 5 обетов, таких как: не убивать, не лгать, не красть, не совершать неправильного сексуального поведения, не употреблять алкоголь (и любые другие одурманивающие средства).

    Рабджунг. Это первый и очень важный шаг к посвящению себя религиозной жизни монаха/монахини. Здесь всего 8 обетов: не убивать, не лгать, не красть, соблюдать целомудрие, не употреблять алкоголь (и любые другие одурманивающие средства), сменить одежду (на монашеские одеяния), сменить имя (получить новое), изменить ум (отказаться от обывательских забот и стремлений).

    Гецул. Формально Гецула называют «новичок» (хотя послушничество как таковое уже начинается с Рабджунга). Насчитывается около 36 обетов, которые можно принимать в возрасте 13 – 14 лет. Эти дополнительные обеты призванные охранять «основные обеты», в точности так, как укрепленные стены воздвигаются вокруг замка для его обороны. Сам же замок – основные обеты, называют коренными обетами (т.е. не убивать, не лгать, не красть, целомудрие).

    Гелонг (Бхикшу и Бхикшуни – Санскр.). Полностью посвещенный монах принимает 253 обета, а полностью посвященная монахиня – 364 обета. Эти обеты не могут быть приняты людьми (в возрасте) моложе 21 года.

    Обеты. Четыре основных коренных обета (общих для Рабджунгов, Гецулов и Гелонгов):

  • Не убивать: этот обет нарушается при убийстве человеческого существа, но второстепенный обет включает также и других чувствующих существ.
  • Не лгать: полное падение осуществляется в результате ложного утверждения о якобы достигнутых духовных Реализациях. Второстепенный обет включает в себя клевету, т.е. попросту – говорить неправду.
  • Не красть: нарушением обета является присвоение без разрешения чужого ценного объекта.
  • Целомудрие: запрещается проникать в любые из «трех дверей» (т.е. влагалище, рот, анус) какого-либо из существ.

    Парамита - Шесть Совершенств:
    1. Дана - щедрость
    2. Шила - нравственное поведение
    3. Кшанти - терпение
    4. Вирья - усердие
    5. Самадхи - созерцание
    6. Праджна - мудрость

    Эти совершенства практикуются Бодхисаттвами для блага всех живых существ.

    Сангха - Сообщество единомышленников, которые следуют учениям Будды.

    Тантра - Эзотерические писания, которые говорят о быстром пути к Просветлению.

    Трипитака - Три Корзины. Три собрания Буддийских канонических учений.
    1. Сутра - Собрание Речей
    2. Виная - Собрание учений по правилам дисциплины
    3. Абхидхарма - Собрание учений по метафизике

    Хинаяна (Скт.) - Малая Колесница. Путь, в котором не подчёркивается культивация Ума Просветления (Бодхичитта, Скт.). Сейчас, последователи этого пути известны как Тхеравадины (Старейшие).

    Четыре Истины
    1. Истина страдания
    2. Истина происхождения страдания
    3. Истина прекращения страдания
    4. Истина пути прекращения страдания

    Четыре пути
    1. Самбхарамарга - путь накопления
    2. Прайогамарга - путь применения
    3. Даршанамарга - путь понимания
    4. Бхаванамарга - путь медитации

    Четыре Стадии Результата
    1. Вхождение в поток.
    2. Одно возвращение.
    3. Невозвращение.
    4. Архат.

    Яна - Колесница или Путь. Последовательный и постепенный путь практики учений Будды. Наиболее распространено деление Буддизма на три категории: Хинаяна, Махаяна и Тантраяна (или Ваджраяна).

  • философская вечеринка



    О «Новом Акрополе»
    Что такое «Новый Акрополь»«Новый Акрополь» в РоссииКонтактная информация

    Обучение
    Курс «Философия для жизни»Семинар «Открой самого себя»Философская школаПрограммы для детейТворческие курсы

    Деятельность
    Культурный центрИздательствоДобровольческая деятельностьФестивалиФилософский киноклубХудожественные
    мастерские
    Новая книга: Хорхе Анхель Ливрага. Алхимик. По следам Джордано Бруно. В электронном виде книгу можно приобрести уже сейчас

    Витамины для души
    Философы и их ученияФилософия — в жизньКультуры и цивилизацииФотоальбомЛичности в историиСимволыПритчиМифы Афоризмы, цитатыПоэтические страницыПсихологические тесты
    обновлено1571134550