Главная страница сайта: Новый Акрополь101 причина, чтобы заняться философией     Записаться в философскую школу
Ваше имя 
Для связи 
Ваш город 
      7+2  =  ?
 

 

 

Николай Константинович Рерих

Все Учения, все философии были даваемы для жизни. Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего. Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для перехода от берега тьмы на сторону Света.

О Николае Константиновиче Рерихе написано столько, что было бы странно пытаться сказать нечто новое. Но, с другой стороны, о выдающихся людях надо писать, чтобы их пример постоянно был перед глазами. В этом году нашему великому соотечественнику должно было исполниться 130 лет, и несправедливо было бы пропустить эту дату.


Кто он такой?

Пусть этот вопрос не покажется странным, ведь большинство из нас знает о Рерихе очень немного. Обычно имя Николая Константиновича ассоциируется с его художественным наследием, и мало кто знает, что Рерих был не только художником. Гораздо хуже мы знаем Рериха как писателя, философа, путешественника, общественного деятеля. Еще меньше мы знаем его как Ученика, удостоенного в XX веке чести напрямую контактировать с Великими Учителями и старавшегося в каждое свое произведение вложить частицу Мудрости, полученной от них. Пакт Рериха, справедливо называемый «Красным Крестом Культуры», знаменитая трансгималайская экспедиция, прошедшая по пути сокровенных странствий Будды, институт Урусвати с задачей синтезировать науку и религию – все это тоже непосредственно связано с именем Рериха. Попробуем вместить в краткие рамки статьи основные вехи жизненного пути человека, о котором на востоке говорят, что он почтил Землю своим присутствием.


Детство и юность

Николай Рерих родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 г. в Санкт-Петербурге в семье преуспевающего нотариуса Константина Федоровича Рериха. Сама фамилия Рерих имеет скандинавское происхождение и означает «богатый славой».
Уже в детстве проявилась многогранность увлечений Рериха и его тяга к Востоку. В Изваре, загородном поместье недалеко от столицы, едва научившись читать, он перечитал все, что касалось истории России и, особенно, ее героического эпоса. Чуть позже он увлекся археологией и даже получил разрешение на проведение раскопок в окрестностях Извары. «Мои первые находки из могильников соотносились не только с любимыми уроками истории, но и с географией, а также с причудливым историческим вымыслом Гоголя», - писал впоследствии Николай Константинович, чья способность синтезировать различные виды творчества в поиске единых духовных основ стала его собственным творческим кредо.

Его музыкальный и художественный вкус с детства тяготел к Востоку. В немалой степени этому способствовали рассказы ученых-востоковедов, приходивших в гости к семье Рерихов, но, очевидно, причины подобного устремления гораздо глубже. Примечательно, что детское воображение мальчика было поражено величественностью горы, изображенной на находившейся в Изваре картине. Впоследствии Рерих узнал, что это была Канченджанга – одна из самых красивых и таинственных вершин Гималаев.

Константин Федорович, отец Николая, не противился разнообразию увлечений сына, ставя единственным условием для него юридическую карьеру. Сам же Николай уже в гимназии проявил незаурядные художественные способности и мечтал поступить в Академию Художеств. В итоге в 1893 году он получил разрешение посещать ее, став студентом юридического факультета императорского Университета.

Начало творческой деятельности

В становлении Рериха как художника огромную роль сыграло его обучение в мастерской Архипа Ивановича Куинджи, выдающегося русского художника-передвижника. «В живописи должна присутствовать духовность, - учил Куинджи. - Ей должны подчиняться композиция и техника». «Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни», - подвел итог этому периоду сам Рерих. В дипломной работе – картине «Гонец. Восстал род на род» - он обобщил свое понимание русской истории, первые философские размышления о миссии России и открыл ей целую серию полотен, посвященных русской истории и мифологии. «Гонца» высоко оценил сам Л. Н. Толстой.

Будучи уверенным в том, что своими корнями русское искусство уходит в историю задолго до христианизации Руси, Рерих смело использовал в своем творчестве народные мотивы, чем заслужил как резкую критику, так и высокое признание со стороны современников. В 1900 году он поехал в Париж, где продолжил обучение в студии Фернанда Кормона, ценившего, как и Рерих, легендарное прошлое.

В том, что путь к будущему лежит через понимание прошлого, Рериха поддержала Мария Клавдиевна Тенишева, с которой он познакомился в 1903 году. Молодой художник с энтузиазмом включился в реконструкцию усадьбы Талашкино, в которой, по замыслу Тенишевой, должна была возникнуть община для художников. Кисти Рериха принадлежит уникальная фреска в Храме Духа в Талашкино, изображающая Царицу Небесную, Мать Мира, к теме которой впоследствии он неоднократно возвращался.

Смотрите также: Храм Духа. Николай Рерих и Мария Тенишева
Мария Клавдиевна Тенишева
Усадьба Талашкино


Лада

В 1900 году, будучи проездом в Бологом в имении князя Путятина, Николай Константинович познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей 28 октября 1901 года Еленой Рерих. Кто мог предвидеть тогда удивительное будущее этого союза? «Ладой» называл Николай Рерих свою «другиню и вдохновительницу» и посвятил ей несколько своих работ. Одна из них, «Ведущая», в аллегорической форме передает тонкие и глубокие взаимоотношения, на всю жизнь связавшие Рерихов. «Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом и вся семья - всё строится по тем же благодатным началам», - писал Николай Константинович о супруге.

Многие картины, творческие и общественные начинания Рериха стали результатом работы двоих. Большое влияние на молодых Рерихов оказали труды Рамакришны и его ученика Вивекананды. Особенно близкой им была идея о том, что служение Богу должно сопровождаться сознательной работой на общее благо, служением другим людям. В начале XX века Рерихи познакомились с теософией, с работами Блаватской. Впоследствии именно Елена Рерих перевела на русский язык «Тайную Доктрину». В творчестве Николая Константиновича нашли свое воплощение идеи и образы Живой Этики, Агни-Йоги, записанной через посредничество Елены Ивановны.

Отъезд из России

В 1916 году, в связи с осложнениями после перенесенного годом ранее воспаления легких и по настоянию врачей семья Рерихов переехала в Финляндию, где встретила революцию и оказалась отрезанной от России. У Николая Константиновича не было однозначного отношения к событиям 1917 года в России, но была очень четко сформулированная позиция в отношении сохранения культурных ценностей от разрушения. Пока в 1918 году не была окончательно закрыта граница между Россией и Финляндией, он продолжал приезжать в Петроград и работать в Комиссии по охране памятников культуры и искусства. В 1919 году Рерихи переехали в Лондон, а в 1920 – по приглашению Чикагского Института Искусств – в Америку.

В октябре 1921 года в Нью-Йорке Николай Константинович основал Школу объединенных искусств, воплотив тем самым свою давнишнюю мечту объединить под одной крышей разнообразные виды искусства. Основной идеей Рериха было через искусство проложить в сердца людей путь для высшего познания: "Искусство объединит человечество. Искусство - неделимо. Искусство имеет много граней, но, тем не менее, едино. Искусство - явление грядущего синтеза. Искусство - для всех. Врата "священного источника" должны быть широко открыты для каждого, и свет искусства зажжет множество сердец новой любовью. Сначала это будет бессознательное чувство, но постепенно оно очистит сознание людей. Как много юных сердец ищут нечто реальное и прекрасное! Так дадим им это. Несите искусство людям - оно принадлежит им. Тогда у нас не только музеи, театры, университеты, публичные библиотеки, железнодорожные станции и больницы, но и тюрьмы будут прекрасными. Тогда и тюрьмы не будут нужны".

Параллельно в Америке с невиданным успехом проходили выставки художника, а 1924 году даже был открыт первый в мире музей, посвященный творчеству одного художника – Н. К. Рериха. С момента своего создания Музей Рериха приобретал практически все картины художника и до сих пор является самым крупным их собранием.

Трансгималайская экспедиция

В 1925-28 годах состоялась грандиозная трансгималайская экспедиция, прошедшая по маршруту Кашмир – Ладак - Китайский Туркестан – Алтай – Монголия - пустыня Гоби – Тибет – Гималаи - Индия. Официально экспедиция имела научные цели и собрала богатейший этнографический материал. Были собраны коллекции минералов, сделаны редчайшие фотографии древних изображений. На своем пути экспедиция Рериха преодолела невиданные физические и политические препятствия. Достаточно сказать, что экспедиционному каравану приходилось проходить в Гималаях перевалы на высоте около 5000 метров, долгое время находиться на высоте более 3000 метров – и при этом продолжать работу. В течение пяти месяцев зимой в летних палатках при арктических температурах экспедиция находилась под арестом в Тибете, так как власти Тибета подозревали в Рерихе шпиона и препятствовали его въезду в Тибет.

Но трансгималайская экспедиция Рериха имела не только научные, но и иные цели, значительно выходящие за рамки «научного» понимания. Достаточно сказать, что своим маршрутом она повторила путь сокровенных странствий Будды, и что в течение экспедиции Рерихи находились в тесном контакте с Махатмами – Великими Учителями человечества – и работали под их руководством. Известно, что еще задолго до экспедиции, в Париже они получили по почте необычную посылку, содержавшую шкатулку с Камнем Чинтамани, легендарным сокровищем Востока, и что этот Камень сопровождал их в экспедиции. Впрочем, Рерихи никогда не стремились афишировать истинные цели экспедиции, прекрасно понимая, что они не могут быть широко поняты и, скорее всего, будут извращены. Но с невиданным упорством и, порою, реальным риском для жизни они не отступили от цели и завершили экспедицию.

"Мир через Культуру"

В 1928 году, после возвращения из экспедиции, Рерих вплотную приступил к осуществлению задачи, ради которой долго трудился до этого. Речь идет о знаменитом Пакте Рериха, призвавшем на международном уровне к защите культурных ценностей от разрушения во время военных действий. В тексте Пакта, в частности говорится, что "образовательные, художественные и научные заведения, художественные и научные миссии, их персонал, собственность и имущество... считаются нейтральными и подлежат защите и охране воюющими сторонами. Защита и охрана вышеуказанных организаций и миссий на всей территории принадлежит суверенитету глав договаривающихся сторон (главам государств мира), без какой-либо дискриминации со стороны государства относительно любого специального учреждения или миссии... Памятники, организации, коллекции и миссии, зарегистрированные таким образом, могут вывесить отличительный флаг..., который оповестит об их специальной защите и охране воюющими сторонами, правительствами и народами всех глав договаривающихся сторон".

В качестве «отличительного флага» Рерихом было предложено изображение, названное «Знаменем Мира»: три красные сферы на белом фоне, вписанные в красную окружность. Это изображение не являлось новым, встречалось во многих древних источниках и символизировало, по замыслу Рериха, религию, науку и искусство в круге культуры. Другое прочтение – прошлое, настоящее и будущее в круге вечности. Задачей Знамени Мира было защищать произведения искусства точно так же, как Красный Крест защищает человеческие жизни. 15 апреля 1935 года в Белом Доме в присутствии Президента Рузвельта был подписан договор Пакта Мира, к которому присоединилось более 20-ти стран.

"Урусвати"

После возвращения из центрально-азиатской экспедиции Рерихи поселились в Индии, в долине Кулу. Николай Константинович основал гималайский институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет утренней звезды». Под руководством Юрия Рериха, сына Николая Константиновича, собирались и переводились древние манускрипты, изучались полузабытые диалекты. Институт вел широкую деятельность по изучению и сбору лекарственных растений; был составлен первый в мире атлас тибетских лекарственных трав. С институтом «Урусвати» сотрудничали многие путешественники и ученые, вреди которых, например, были Свен Гедин и Альберт Эйнштейн.

Сам Николай Константинович за время работы в Кулу создал одни из самых глубоких и философских своих полотен. В них он попытался передать образы подвижников, Учителей в разные времена и в разных странах пытавшихся передать людям искры вневременной мудрости и зажечь в них огонь Духа. Заложив в основание «Урусвати» принцип непрестанного труда, преобразующего человека и мир вокруг него, сам Николай Константинович неотступно следовал этому принципу. Несмотря на обнаруженную у него серьезную болезнь сердца, он продолжал ежедневную работу. Его сердце остановилось 13 декабря 1947 года, когда он работал над новым вариантом картины «Приказ Учителя».



философская вечеринка



О «Новом Акрополе»
Что такое «Новый Акрополь»«Новый Акрополь» в РоссииКонтактная информацияМеждународная организация НОВЫЙ АКРОПОЛЬ  отмечает свой 60-летний юбилей

Обучение
Курс «Философия для жизни»Семинар «Открой самого себя»Философская школаПрограммы для детейТворческие курсы

Деятельность
Культурный центрИздательствоДобровольческая деятельностьФестивалиФилософский киноклубХудожественные
мастерские
Журнал Человек без границ

Витамины для души
Философы и их ученияФилософия — в жизньКультуры и цивилизацииФотоальбомЛичности в историиСимволыПритчиМифы Афоризмы, цитатыПоэтические страницыПсихологические тесты
обновлено1487735760