Главная страница сайта: Новый Акрополь101 причина, чтобы заняться философией     Записаться в философскую школу
Ваше имя 
Для связи 
Ваш город 
      7+2  =  ?
Нажимая кнопку «Отправить» вы выражаете
согласие с условиями пользовательского соглашения.

 

 
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения.
Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.


Бенаресская проповедь

Сутта (обращение), известная как Бенаресская проповедь, была первой речью, которую Будда произнес после того, как достиг Полного Пробуждения; в ней содержатся основные принципы буддизма. Шакьямуни слушали пятеро отшельников, с которыми он разделял практику, а потом покинул их, — до того как достиг Просветления. Согласно легенде, эти пятеро отшельников и стали первыми учениками Будды (и первым обращенным был Конданья — старший над ними).

Бенаресская проповедь Вот что я услышал. Просветленный пробыл некоторое время в Парке Оленя в Исипатане, близ Бенареса; и там он обратился к пяти бхикшу и сказал им:

«Есть две крайности, о бхикшу, которых должен избегать тот, кто покинул свой очаг. Каковы же эти крайности? Одна — это приверженность к мирским наслаждениям, страстям и удовольствиям, что само по себе низко, пошло, неблагородно и бесполезно. Другая — чрезмерное умерщвление плоти и самобичевание, что не только болезненно, но, как и в первом случае, недостойно и бесполезно.

Избегая этих двух крайностей, о бхикшу, Татхагата осознал Срединный Путь, ведущий к внутренней концентрации, дающий знание, дарящий спокойствие и высшую Мудрость, позволяющий достичь Просветления, Нирваны.

Но каков же, о бхикшу, этот Срединный Путь, который ведет к внутреннему восприятию, дает Знание, дарит спокойствие и высшую Мудрость, позволяет достичь Просветления, Нирваны?

Срединный, или Благородный, Восьмеричный Путь состоит из правильного воззрения, правильного стремления, правильной речи, правильного действия, правильного образа жизни, правильного усилия, правильного внимания и правильного сосредоточения. Вот каков Срединный Путь, который нашел и постиг Татхагата.

А вот, о бхикшу, Благородная Истина о страдании: рождение — это страдание; старость — это страдание, болезнь — это страдание, смерть — страдание; тревога и подавленность — мучительны; соединение с тем, что неприятно, и утрата того, что любимо, — болезненны; невозможность достижения желаемого вызывает страдание; в целом пять вещей, возникающих из привязанности, причиняют страдание.

И есть, о бхикшу, Благородная Истина о причине страдания: она кроется в неутолимой жажде, которая приводит к возобновлению существования вместе с чувственными наслаждениями и алчностью, ищущей то тут, то там своего удовлетворения. Это есть желание удовлетворить свои страсти или горячее желание будущей жизни.

И есть, о бхикшу, Благородная Истина о пути, который позволяет избежать страдания. Это Благородный Восьмеричный Путь, а именно: правильное воззрение, правильное стремление, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание и правильное сосредоточение.

Вот Благородная Истина о страдании. Узнав, о бхикшу, эту Истину, о существовании которой раньше и не подозревал, я обрел Глубокое Видение и Знание, постиг Мудрость и Свет.

Эта Благородная Истина о страдании должна быть понята. И она была мною понята. И благодаря ей во мне родилось Глубокое Видение и Знание, я узнал Мудрость и Свет.

Вот Благородная Истина о причине страдания. Так, о бхикшу, благодаря Истине, о существовании которой раньше и не подозревал, я обрел Глубокое Видение и Знание, постиг Мудрость и Свет.

Эта Благородная Истина о причине страдания должна разрушить страдание. И оно было разрушено, и я обрел Глубокое Видение и Знание, узнал Мудрость и Свет. Эта истина должна быть понята.

Это Благородная истина о прекращении страдания. Так, о бхикшу, благодаря этим истинам, о существовании которых раньше я не подозревал, я обрел Внутреннее Видение и Знание, узнал Мудрость и Свет.

Эта Благородная Истина о прекращении страдания должна быть понята. Благородная Истина о прекращении страдания была мною понята. И благодаря этим истинам, о существовании которых раньше я не подозревал, я обрел Внутреннее Видение и Знание, узнал Мудрость и Свет.

Такова Благородная Истина о Пути, ведущем к прекращению страдания. Так, о бхикшу, благодаря этим истинам, о существовании которых раньше я не подозревал, я обрел Внутреннее Видение и Знание, узнал Мудрость и Свет.

Эта Благородная Истина о Пути, ведущем к прекращению страдания, должна быть проверена на практике. И она была проверена мною, и благодаря ей я обрел Внутреннее Видение и Знание, познал Мудрость и Свет. Пока, о бхикшу, мое знание и проникновение в каждую из Благородных Истин не были полны, а также и понимание с трех сторон, а всех четырех — с двенадцати не было достаточно ясным. Я не был уверен, достиг ли я уже полного и совершенного Просветления, которое не может быть превзойденным ни на небе, ни на земле с их богами Марой и Брахмой, с ее отшельниками, брахманами, ратями дева и людей. Но как только, о бхикшу, мое знание и проникновение стали полными в отношении каждой из Благородных Истин, рассмотренной с трех сторон, а всех четырех — с двенадцати, я обрел уверенность, что достиг полного и совершенного Просветления, которое уже не может быть превзойденным ни на небе, ни на земле с их богами Марой и Брахмой, с ее отшельниками, ратями дева и людей.

И теперь это знание и проникновение в Истину есть во мне. Нерушима свобода, обретенная моим умом. Это последнее существование. Для меня уже не будет нового рождения».

Так говорил Просветленный, и пять монахов, бхикшу, счастливые, восславили его. И когда он произнес эту речь, почтенный Конданья узрел чистое и незапятнанное око Истины и понял, что всему, что рождается, предназначено исчезнуть.

И когда Пpосветленный повернул таким образом колесо Дхармы, боги Земли воскликнули: «Несравненное колесо Дхармы не могло быть приведено в движение никем другим: ни отшельником, ни брахманом, ни дева, ни Марой, ни Брахмой, никем другим в этом мире; его заставил вращаться Просветленный в Парке Оленя в Исипатане, близ Бенареса».

И Боги повторили это богам царей...

И возглас этих богов достиг царства Брахмы, и десять тысяч миров содрогнулись и сильно задрожали, и внезапный ослепительный свет, превосходящий величие богов, объял мир.

И тогда Просветленный сказал: «Бхикшу, действительно, Конданья понял. Да, он понял».

И с этого дня Конданья стал называться Анья Конданья — «Тот, кто узрел чистое око Истины и понял, что всему, что рождается, предназначено исчезнуть».


Читать также:

 










О «Новом Акрополе»
Что такое «Новый Акрополь»«Новый Акрополь» в РоссииКонтактная информация

Обучение
Курс «Философия для жизни»Семинар «Открой самого себя»Философская школаПрограммы для детейТворческие курсы

Деятельность
Культурный центрИздательствоДобровольческая деятельностьФестивалиФилософский киноклубХудожественные
мастерские
Журнал Человек без границ

Витамины для души
Философы и их ученияФилософия — в жизньКультуры и цивилизацииФотоальбомЛичности в историиСимволыПритчиМифы Афоризмы, цитатыПоэтические страницыПсихологические тесты
обновлено1511428544