Дзенский словарик

Дзэн как свобода








Дзенский словарик

Елена Косолобова

 

Дзен

Слово дзен — китайское чань, санскритское дхьяна — точного перевода не имеет, но приблизительно соответствует латинскому понятию «медитация», то есть сосредоточение, концентрация, созерцание.

Это направление буддизма Махаяны было принесено в VI веке из Индии Бодхидхармой и распространилось в Китае и Японии.

 

Бодхидхарма

Принц Бодхидхарма, получивший в Китае прозвище Бородатый Варвар с Запада, был 28-м патриархом буддизма в Индии и стал родоначальником и первым патриархом чань-буддизма в Китае. Это произошло во время правления императора У-ди, страстного приверженца буддизма.

По преданию, император, построивший множество храмов, переписавший множество книг и оказывавший всяческую поддержку буддийским монахам, спросил у Бодхидхармы, что он заслужил своими деяниями.

— Ровно ничего! — ответил Бодхидхарма.
— В чем же основной принцип святого буддийского учения?
— Да оно пусто, нет в нем ничего святого!

Легендарная беседа как нельзя лучше отражает резкий и прямой характер учителя и его философии. Шаолиньский монастырь стал первым, где он начал проповедовать учение дзен (чань). Помимо духовной практики созерцания и развития необходимых для буддиста качеств — терпимости, невозмутимости, решительности и стремления понимать суть вещей, Бодхидхарма дал монахам боевые искусства, поскольку считал, что кроме духовного развития очень важно заботиться о физическом и душевном здоровье. Поэтому он явился также родоначальником знаменитого шаолиньского кунг-фу.

С VIII века чань приходит в Японию, где получает название дзен, а в конце XII века приобретает исключительную популярность среди самураев, становится основой воинских искусств, искусства чайной церемонии, живописи суми-е, поэзии хайку и т.д.

Бодхидхарма же в Японии получил имя Дарума.

 

Сатори

Буквально означает состояние душевного спокойствия, внутреннего просветления, наступающего вследствие внезапного озарения, — достижение этого состояния является целью дзен-буддиста. Иногда слово сатори толкуют как состоящее из двух иероглифов: я и сердце — путь к сердцу, путь в глубину собственного сердца, за пределы рационального ума, туда, где открывается истинная природа человека.

Достичь состояния сатори помогали, например, загадки-коаны, задававшиеся наставником ученику. Глубокое сосредоточение на задаче, не имеющей логического решения, поиск ответа, который иногда занимал годы, в конце приводил к внезапному озарению и постижению смысла бытия.

 




Реклама
__________
___


Наш телефон:
8 495 973-11-63

Написать письмо



Яндекс.Метрика
 

© 1986–2022
«Новый Акрополь»


Политика конфиденциальности