Главная страница сайта: Новый Акрополь101 причина, чтобы заняться философией     Записаться в философскую школу
Ваше имя 
Для связи 
Ваш город 
      7+2  =  ?
Нажимая кнопку «Отправить» вы выражаете
согласие с условиями пользовательского соглашения.

 

 
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения.
Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.


Ведический период

По мнению западной науки, этот этап начался в первой половине I тысячелетия до н.э. и продолжался примерно до VII–VI вв. до н.э. По представлениям самих индусов религия Вед зародилась гораздо раньше: 6 тыс. лет назад (или даже 100 тыс. лет назад — как пишет Е.П. Блаватская). Ведический период берет свое название от Вед, являвшихся основным священным текстом и религиозным авторитетом индусов не только ведического периода, но и по сей день. Иногда этот период индийской религии называют ведизмом, он представляет синтез учений арийских племен, пришедших в Индию по официальным данным в середине II тысячелетия до н.э., а по мнению индийских пандитов — примерно в V тысячелетии до н.э. с аватара Рамой.

Основу писания составляет извечная борьба добра и зла, созидательного и разрушительного начал Природы — девов и асуров.

Богов называли дева («сияющий», «светлый», это слово родственно нашему слову «день»). Многие из них связаны с принципом солнца и света в разных его проявлениях и воплощают силу порядка и гармонии. Не менее сильные существа, враждующие с богами, назывались асурами, от слова асу (особая магическая жизненная сила). Это древние божества хтонической, темной природы, часто описываемые как змееподобные.

«Складывается впечатление, — пишет М. Элиаде, — что в ведийских учениях сделано все возможное, чтобы установить своеобразную двойную перспективу; хотя в данной нам непосредственной реальности боги и асуры имеют различную природу и обречены сражаться друг против друга, при этом они — до сотворения мира или до того, как мир принял настоящую форму, — были единосущны друг другу».

Наибольшее число гимнов посвящено царю богов Индре, богу-громовержцу. Вооруженный громовой палицей ваджрой, он разъезжает по небу на колеснице, влекомой могучими конями, ею правит бог Вайю («Ветер»), а сопровождает его дружина Марутов — божеств бури. Главный подвиг Индры, составляющий основу ведийской мифологии, — борьба с Вритрой и такими же змееподобными демонами. Этот ведийский гимн по сути является мифом о сотворении.


   Экскурсионные туры с погружением в традицию и культуру Индии
 

Фестиваль красок Холи в Индии

14 – 21 марта (экскурсионный тур)

Фестиваль красок Холи в Индии (Дели – Джайпур – Агра – Гвалиор – Матхура и Вриндаван – Дели)

 



   Экскурсионные туры с погружением в традицию и культуру Индии
 

Духовные дороги Гималаев

30 апреля – 10 мая (экскурсионный тур)

Духовные дороги Гималаев (Дели – Амритсар – Дхармсала – Манди – Ревалсар – Наггар – Манали – Шимла – Чандигарх – Дели)

 



   Экскурсионные туры с погружением в традицию и культуру Индии
 

Еженедельные экскурсионные туры с погружением в традицию и культуру Индии

В марте – апреле (еженедельные вылеты по субботам)

Индия. Золотой треугольник (Гарантированные туры - Еженедельно) (+ Каджурахо, Варанаси, Гоа)

 




Вритра («Препятствие») предстает в нем в образе огромного змея или дракона, лежащего на горе. Индра, выступая как демиург, ударом молнии высвобождает из брюха дракона воду и солнце — важнейшие стихии и элементы космоса. Он организует пригодный для жизни людей космос, благодаря ему потенциальный и непроявленный мир становится миром реальным: в нем возникают свет и тьма, верх и низ, жизнь и смерть — одним словом дуальность. Другое божество Вáруна предстает в гимнах как вседержитель риты — мирового закона круговращения Вселенной, закона справедливости (своего рода, предтечи Дхармы и Кармы), гармоничной самоорганизации мира, космической морали. Этот закон является основой мира и приводит в движение Вселенную, обеспечивает поддержание порядка в космосе и в человеческой жизни, сопряженность жизни общества и человека с ритмами космоса. К примеру, любой важный момент начинания в жизни ведийских ариев рассматривался как повторение космогонического мифа о творении (мифа об Индре и Вритре).

В более поздних книгах «Ригведы» приведены другие космогонические гимны, в которых задаются вопросы о начале мира, о «точке опоры», о том, из какого леса и дерева «вытесали небо и землю», что находилось по ту сторону «богов и демонов» и что же было тем первым зародышем, в котором содержалось все живое. В одном из гимнов рассказывается, что весь многообразный мир произошел из Пуруши — первого человека, которого боги принесли в жертву, расчленив его. Из его частей возникли варны. Из уст его возникли брахманы — жрецы, руки его стали кшатриями — воины, правители, из бедер его были созданы вайшьи — земледельцы, из ног его были созданы шудры, которые должны были служить высшим варнам.

Еще один космогонический миф рассказывает о Дьяусе-питаре (Небо-Отец) и Притхиви (Земля-Мать). До начала творения они были слиты воедино. Бог-творец разъединил их и поместил между ними воздушное пространство, создав три плана мироздания: небо, воздух и землю. Эта обычная космогоническая схема является общей и для других мифологий. В послеведийский период культ Дьяуса практически угас.

Надо заметить, что в Ведах не всегда возможно точно определить принадлежность богов к одной из трех сфер троичного представления мира.

В небесной сфере обитают солнечные божества, связанные с разными проявлениями Солнца и солнечного света:

НЕБО:
    o Савитар («Побудитель», «Порождающий») — животворящая сила Солнца, солнечная природа в целом
    o Ашвины («Всадники») — защитники людей, те, кто охраняют и оберегают от несчастий
    o Ушас (богиня зари) — отрывает врата свету, прогоняет мрак ночи
    o Сурья (Солнце) — следует на колеснице, запряженной семеркой лошадей подобно Солнцу, совершающему свой путь на небе
    o Пушан — олицетворяет Солнце в его путеводительном аспекте и т.д.
ВОЗДУХ:
    o Индра (громовержец, воин, предводитель дружины девов)
    o Рибху (божественный мастер)
    o Вайю (бог ветра)
    o Маруты (божества бури)
    o Рудра (разрушитель и целитель, предтеча индуистского Шивы)
    o Варуна (порядок и вселенский закон) — иногда принадлежит к небесной сфере, позднее стал ассоциироваться с океаном
ЗЕМЛЯ:
    o Агни («Пожиратель жертвы», «Принадлежащий всем людям») — бог жертвенного Огня, охраняющий и исцеляющий. Это второе по значимости божество после Индры (по числу посвященных ему гимнов)
    o Сома (напиток бессмертия) — этот напиток принес людям с небес орел Индры


________________________________________



«Новый Акрополь» приглашает на лекции о Древней Индии
в курсе «Великие учения Востока и Запада»

Москва (на Арбате)
6 февраля (вторник), 19:30
Опираясь на символизм одного из священных текстов Древней Индии — Бхагавадгиту — поговорим о том, что есть судьба — предопределенность или свобода выбора, в чём состоит внутреннее сражение человека, существуют ли законы жизни.

Москва (на Арбате)
13 февраля (вторник), 19:30
Опираясь на символизм одного из священных текстов Древней Индии — Бхагавадгиту — поговорим о том, что есть судьба — предопределенность или свобода выбора, в чём состоит внутреннее сражение человека, существуют ли законы жизни.


 








О «Новом Акрополе»
Что такое «Новый Акрополь»«Новый Акрополь» в РоссииКонтактная информация

Обучение
Курс «Философия для жизни»Семинар «Открой самого себя»Философская школаПрограммы для детейТворческие курсы

Деятельность
Культурный центрИздательствоДобровольческая деятельностьФестивалиФилософский киноклубХудожественные
мастерские
Журнал Человек без границ

Витамины для души
Философы и их ученияФилософия — в жизньКультуры и цивилизацииФотоальбомЛичности в историиСимволыПритчиМифы Афоризмы, цитатыПоэтические страницыПсихологические тесты
Адрес страницы: http://www.newacropol.ru/Alexandria/civilization/india/vedich_period/

время сохранения: 4216 / 22600